Министр финансов РФ Антон Силуанов представил обновленные прогнозы по дефициту федерального бюджета на ближайшие годы, одновременно с публикацией данных, свидетельствующих о значительном увеличении дефицита за прошедший июль текущего года. Эти сведения подчеркивают как долгосрочные цели правительства по стабилизации финансовой системы, так и текущие вызовы, связанные с исполнением бюджета.
Долгосрочные прогнозы дефицита
Антон Силуанов сообщил, что в среднесрочной перспективе дефицит федерального бюджета России будет находиться на уровне около 1,4% ВВП. Согласно его заявлениям, этот показатель составит 1,6% ВВП в 2026 году, снизится до 1,2% ВВП в 2027 году и затем увеличится до 1,3% ВВП в 2028 году. Глава Минфина подчеркнул, что достижение этих показателей позволит вернуться к устойчивому финансовому балансу, гарантируя выполнение всех государственных обязательств и укрепление финансового суверенитета страны.
Плановые расходы бюджета
Министр также озвучил ожидаемые объемы расходов федерального бюджета:
- В 2026 году: 44,1 трлн рублей
- В 2027 году: 46,0 трлн рублей
- В 2028 году: 49,4 трлн рублей
Текущая ситуация: Июльский прирост дефицита
Последние данные Министерства финансов показывают, что дефицит федерального бюджета за июль текущего года увеличился на 1,2 триллиона рублей. В результате, по итогам семи месяцев (январь-июль), совокупный дефицит достиг 4,9 триллиона рублей, что соответствует 2,2% ВВП.
Этот показатель значительно превышает ранее запланированный на весь год, который после корректировки в июне составлял 1,7% ВВП (или 3,8 трлн рублей), и тем более первоначальный план в 0,5% ВВП (1,2 трлн рублей).
Динамика доходов и расходов
За период с января по июль 2025 года доходы федерального бюджета составили 20,3 триллиона рублей, а расходы — 25,2 триллиона рублей. Общий прирост доходов за семь месяцев составил лишь 2,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Эта скромная динамика обусловлена следующими факторами:
- Ненефтегазовые доходы: выросли на 14% год к году, достигнув 14,8 триллиона рублей. Основной вклад внес НДС (внутренний и импортный), увеличившийся на 6,9% до 7,8 триллиона рублей.
- Нефтегазовые доходы: сократились на 18,5% до 5,5 триллиона рублей. Это объясняется снижением мировых цен на нефть марки Urals и укреплением курса рубля.
Расходы федерального бюджета росли значительно быстрее: за январь-июль 2025 года они увеличились на 20,8% по сравнению с тем же периодом 2024 года. Примечательно, что с апреля текущего года темпы роста расходов стабилизировались на этом уровне. В начале года (в январе) наблюдалось ускоренное финансирование (рост на 64,1% год к году) за счет авансирования по ряду контрактов. Однако в период с февраля по июль прирост расходов замедлился до 14,9%.
Предстоящие корректировки бюджета
Значительное превышение текущего дефицита над скорректированным планом делает неизбежной очередную осеннюю поправку к закону о бюджете. Министр финансов Антон Силуанов ранее уже указывал на возможность таких изменений.
В июне расходная часть бюджета на 2025 год уже была увеличена с 41,5 до 42,3 триллиона рублей, в то время как доходная часть была снижена с 40,3 до 38,5 триллиона рублей из-за ожидаемого падения нефтегазовых поступлений. Эти изменения привели к утроению планового дефицита с 1,2 триллиона рублей (0,5% ВВП) до 3,8 триллиона рублей (1,7% ВВП).