Здание Государственной думы России в Москве.
Депутаты Государственной Думы от фракции «Новые люди», в числе которых Сардана Авксентьева, Антон Ткачев, Олег Леонов, Владимир Плякин, Анна Скрозникова и Ксения Горячева, направили официальное обращение главе Министерства про просвещения Сергею Кравцову. В своем предложении они высказали инициативу о предоставлении выпускникам возможности пересдавать Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по нескольким учебным предметам, а не только по одному.
В документе подчеркивается необходимость внесения изменений в пункт 97(1) приказа Минпросвещения России № 233. Текущая редакция позволяет участникам государственной итоговой аттестации (ГИА) лишь однократно пересдать один предмет по своему выбору в дополнительные сроки. Депутаты предлагают расширить это право, разрешив выпускникам повторно сдавать все учебные предметы по своему выбору из числа тех, что были сданы в текущем году. При этом, по их мнению, должны быть соблюдены все необходимые процедурные требования, включая равенство условий, использование резервных вариантов и сохранение в итоговом документе лучшего результата по каждому из пересдаваемых предметов.
Авторы инициативы отмечают, что действующее право на пересдачу одного предмета уже показало свою эффективность. Так, в 2025 году 135,5 тысяч школьников воспользовались этой возможностью, и 77% из них смогли улучшить свои баллы. Это служит подтверждением того, что вторая попытка позволяет более полно проявить реальные знания, минимизируя негативное влияние экзаменационного стресса.
В обращении указывается, что ЕГЭ остаётся серьёзным психологическим испытанием, и зачастую ошибки связаны не столько с качеством подготовки, сколько с волнением и внешними факторами в день экзамена. Существующий лимит в одну пересдачу не учитывает ситуации, когда стресс или объективные обстоятельства одновременно ухудшают результаты сразу по двум предметам, которые могут быть критически важными для поступления в вуз.
Также подчеркивается, что ограничение на пересдачу лишь одного предмета создаёт неравные условия для выпускников, которые выбирают конкурирующие образовательные направления. В таких случаях проходные баллы формируются по трём и более ключевым дисциплинам. Если школьник допускает ошибки в двух из них, он лишается возможности исправить оба результата в рамках одной экзаменационной кампании.
Как следствие, часть абитуриентов вынуждена отказываться от желаемых образовательных траекторий или выбирать менее конкурентные программы, что противоречит их интересам и уровню подготовки. Это, в свою очередь, мешает системе образования достичь своей основной цели — объективной оценки знаний в условиях ЕГЭ.
По мнению авторов обращения, реализация данной инициативы значительно снизит психологическое давление на школьников, повысит объективность оценки их знаний и сократит число «случайных» провалов на экзаменах.
Депутаты просят министра просвещения совместно с Рособрнадзором оценить целесообразность реализации этой инициативы и подготовить проект изменений в приказ Минпросвещения России № 233, чтобы предоставить выпускникам право пересдавать не один, а все учебные предметы ЕГЭ по собственному выбору в те же дополнительные сроки.