Электрификацию КоАП начнут с бизнеса

Правительство России утвердило новые правила подачи документов по административным правонарушениям в электронном виде. Этот шаг является ключевым для полноценного перехода административного делопроизводства на цифровые технологии. Хотя принятое постановление затрагивает широкий спектр «несудебных» дел (от штрафов за нарушения ПДД до результатов проверок бизнеса контролирующими органами), основной акцент делается на первоочередной цифровизации процессов, связанных с административными нарушениями компаний. Внедрение электронного документооборота в этой сфере может завершить создание единой цифровой системы государственного контроля и надзора, а также способствует более оперативному сбору средств в бюджет.

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал соответствующее постановление №980 от 30 июня. Оно определяет порядок и формат предоставления электронных документов по административным делам и необходимо для реализации ранее принятых законов (60-ФЗ и 59-ФЗ от 7 апреля 2025 года) о введении электронного документооборота в административное производство.

Постановление распространяется на все административные штрафы и предписания, не требующие судебного рассмотрения. При этом документ, заменяющий правила 2021 года, фактически делает приоритетом цифровизацию для бизнеса. Уже с 1 августа 2025 года ряд федеральных контрольно-надзорных ведомств (включая ФНС, Росреестр, Росгидромет, Россельхознадзор, Росалкогольтабакконтроль и еще десять органов) должны будут вести учет и хранить электронные документы по административным делам бизнеса, открытым с 1 января 2025 года или находящимся в производстве на эту дату, в государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (ГИС ТОР КНД). Остальные федеральные органы перейдут на обязательное электронное хранение с 1 января 2026 года, включая дела, возбужденные с этой даты. Для органов власти на уровне регионов и муниципалитетов использование ГИС с 2026 года носит рекомендательный характер.

Предприниматели смогут подавать документы в электронном формате при условии, что соответствующее ведомство имеет техническую возможность для их приема. Ранее в правительстве отмечали, что цифровизация административных процедур будет внедряться постепенно («мягко»). Электронная подача документов будет доступна через личные кабинеты юридических лиц или ИП на сайтах ведомств, через портал «Госуслуги», а также посредством систем электронного документооборота через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Постановление также устанавливает четкие требования к форматам электронных документов и их сканированных копий (электронных образов), которые должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью. Дополнительно регламентирована процедура подачи документов через региональные порталы государственных услуг.

Как сообщили в секретариате вице-премьера Дмитрия Григоренко, курирующего аппарат Белого дома, реализация этой инициативы является логичным продолжением курса на перевод максимального числа взаимодействий между государством и бизнесом в цифровую среду. Ожидается, что новые правила упростят работу для предпринимателей: те, кто соблюдает законодательство (благодаря уже внедренному риск-ориентированному подходу в проверках), практически не ощутят изменений, а для компаний-нарушителей снизятся издержки, связанные с необходимостью личного посещения ведомств или судов и ведением бумажной переписки.

На практике внедрение электронного документооборота может завершить цифровую трансформацию контрольно-надзорной деятельности (которая уже включает риск-ориентированный подход и возможность досудебного обжалования), обеспечив непрерывный электронный процесс от проверки до фиксации ответственности за выявленные нарушения. Это также упростит и ускорит сбор административных штрафов в бюджет, что особенно актуально в условиях прогнозируемого снижения доходов. Начинать цифровизацию с бизнеса в этом контексте рационально, поскольку штрафы с юридических лиц составляют значительную часть поступлений, и их администрирование в электронном виде будет эффективнее.

Денис Ковалёв
Денис Ковалёв

Денис Ковалёв — журналист из Москвы, живёт в ритме мегаполиса. Увлечён темами здоровья и медицины, пишет о новых открытиях и общественных трендах.

Свежий обзор мировых событий