16 октября в Красноярске стартовал шестой форум контрольно-надзорных органов, организованный аппаратом правительства и Минэкономики. Цель форума — обсудить новую структуру контрольно-надзорной деятельности (КНД) после реформы и внедрения «регуляторной гильотины». Мероприятие привлекло около семисот руководителей и сотрудников региональных надзорных органов. В первый день форума активно обсуждалась идея «умного контроля с человеческим лицом», призванного снизить фискальную нагрузку на бизнес, несмотря на определенное сопротивление со стороны самих контрольных органов. Эту концепцию продвигают аппарат правительства, Минэкономики и Генпрокуратура.
Премьер-министр Михаил Мишустин в своем видеообращении подчеркнул, что контрольно-надзорные органы должны сосредоточиться на обеспечении высокого качества товаров на российском рынке, признав наличие проблем после ухода иностранных компаний. Он также напомнил о позитивных результатах реформ и благодарности бизнеса за снижение избыточного контроля, что не привело к негативным последствиям. В качестве примера премьер привел сокращение числа пожаров на опасных объектах на четверть за последние пять лет.
На пленарной сессии под председательством статс-секретаря Минэкономики Алексея Херсонцева, Сергей Верещагин, первый заместитель губернатора Красноярского края, рассказал о переходе региона от карательного контроля к профилактическому. Красноярский край начал использовать индикаторы риска для назначения проверок еще до принятия соответствующего федерального закона, что позволило увеличить результативность проверок с 90% до 95%.
Сергей Вельмяйкин, заместитель главы аппарата правительства РФ, поблагодарил участников за успехи, но быстро переключился на важный принцип: законопослушный бизнес не должен сталкиваться с излишними проверками. Он предостерег от «реваншизма» — необоснованного увеличения числа проверок по указанию правительства, отметив, что их эффективность в полтора раза ниже средней. Господин Вельмяйкин также сообщил, что аппарат правительства и Минэкономики выявили диспропорции в присвоении категорий риска: некоторые ведомства неоправданно чаще относят компании к высокорисковым в сравнении с другими аналогичными отраслями.
В ходе форума неоднократно подчеркивалась идея о необходимости снижения регуляторного давления на бизнес как способа компенсации грядущего роста налоговой нагрузки.
Однако стало очевидно, что контрольным органам непросто перейти от традиционного надзора к репутационному регулированию. Обсуждение использования добровольных систем подтверждения добросовестности бизнеса (например, раскрытие данных о качестве топлива на АЗС) выявило нерешенные вопросы о периодичности такой оценки и последствиях для нарушителей. Модератор сессии, заместитель главы ЦСР Константин Никитин, и заместитель главы Росстандарта Александр Кузьмин (чье ведомство пилотирует идею добровольного рейтинга АЗС с госконтролем) признали, что, несмотря на сокращение полномочий «регуляторной гильотиной», механизм санкций за «подделку репутации» еще не разработан.
Предложено ввести государственный контроль качества для всей промышленной продукции
Аудитор Счетной палаты Светлана Орлова, подчеркивая важность риск-ориентированного подхода в проверках, в шутку привела противоположный пример: статс-секретарь Ростехнадзора Александр Демин, едва прибыв в Красноярск, отправился проверять Красноярскую ГЭС, что, по ее мнению, не соответствует принципам риск-ориентированного подхода.
Артем Кононенко, глава департамента по защите прав предпринимателей Генпрокуратуры, вернул дискуссию в серьезное русло. Он отметил, что после «регуляторной гильотины» и общей реформы контрольно-надзорной деятельности наблюдаются попытки восстановить массовый контроль, в том числе «через парламент», несмотря на то, что прокурорский надзор эффективно пресекает необоснованные проверки. Кононенко призвал уделять больше внимания качеству оформления документов, так как из 165 тысяч запросов на внеплановые проверки 105 тысяч отклоняются. В заключение господин Кононенко упомянул, что Генпрокуратура и Белый дом работают над ограничением произвола в присвоении категорий риска и внедрением искусственного интеллекта для анализа оснований проверок (Россельхознадзор уже имеет наработки в этой области). Более подробная информация ожидается от главы аппарата Белого дома Дмитрия Григоренко во второй день форума.







