Значимые роли Армена Джигарханяна в театре и кино
90-летний юбилей Армена Джигарханяна был отмечен, хоть и не с грандиозным размахом, но достаточно заметно. На телеканале «Культура» вышел документальный фильм, а Первый канал посвятил ему две неоднозначные серии программы «Пусть говорят». Возможно, эта неоднозначность отражает сложный жизненный путь самого Армена Борисовича, но точной причины я назвать не могу.

После просмотра первой части передачи «Пусть говорят» возникло ощущение, что вся богатая творческая биография Джигарханяна свелась к финальному этапу его жизни. Этот период активно освещался по телевидению, когда журналисты различных шоу посещали его дома, на съемных квартирах или в больнице, чтобы обсудить личные проблемы. Сам актёр, по мере возможностей, также участвовал в студийных беседах, щедро делясь интимными переживаниями, что, несомненно, радовало ведущих. Создавалось впечатление, будто его выдающиеся театральные и киноработы, драматические и радостные моменты жизни отошли на второй план. Казалось, что миллионы зрителей, прежде глубоко уважавшие его талант, сосредоточились исключительно на его новых любовных отношениях, забыв о Джигарханяне как о великом артисте.
Во второй серии передачи Дмитрий Борисов на Первом канале попытался отойти от излишней интимности, представив Джигарханяна как многогранную личность. Однако, на мой взгляд, это было сделано сугубо профессионально, без подлинного эмоционального отклика, без искренности. Не возникло того чувства глубокой радости и восхищения от присутствия такого выдающегося артиста в нашей жизни, которое иногда удаётся создать Андрею Малахову, хотя и ему это не всегда под силу.
В действительности, главным предметом обсуждения должен быть Джигарханян-артист. Именно через его творчество мы можем глубже постичь его человеческую сущность. Подробное рассмотрение его личной жизни, к чему он сам был склонен в последние годы, едва ли принесёт нам истинное понимание. Наше дело — лишь молчаливо и почтительно восхищаться его талантом.
Он был одним из наиболее проницательных умов своего поколения, подлинным мудрецом, своего рода армянским Сократом. Даже в преклонном возрасте, когда его мысли порой становились более отстранёнными и абстрактными, а некоторые логические переходы могли быть упущены, он сохранял свою мудрость и философскую глубину.
В Театре имени Маяковского его игра была поистине блистательной. Он, наряду с Натальей Гундаревой, был единственным актёром, на которого строгий Андрей Гончаров не осмеливался повышать голос. Однако в середине 90-х, после более чем двадцати лет преданной службы, он поддался искушению создать собственный театр. Ведь даже самый великий и прославленный актёр всегда остаётся в некоторой степени зависимым, и это его уязвимое место. Многие мечтают о независимом творческом пути, о собственном театре, где нет необходимости подчиняться чужим правилам. Это произошло и с Александром Калягиным, и с Джигарханяном. Каковы были последствия для их бессмертного наследия – вопрос отдельный, и сейчас мы не будем на нём останавливаться.
Мне посчастливилось наблюдать игру Джигарханяна в легендарном Театре Гончарова. Я видел его в лучших постановках всех времён, в центральных ролях, включая «Беседы с Сократом» Эдварда Радзинского. Он был бесподобен и в таких выдающихся американских пьесах, как «Трамвай «Желание» и «Кошка на раскалённой крыше». Я живо вспоминаю его походку по сцене. Одно только его появление и движение были невероятно выразительны. Сцена полностью принадлежала ему; он передвигался по ней неторопливо, словно по собственному дому, как истинный хозяин. Зрители в зале были целиком во власти его обаяния, он гипнотизировал их сильнее любого Кашпировского. Когда Джигарханян выходил на сцену, зал погружался в абсолютную, величественную тишину — его тишину.
Что касается кино… Известная фраза Гафта гласит: «Гораздо меньше на Земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян». Он никогда не отказывался от предложений, снимаясь во всём, что ему предлагали. Многие, включая театральных острословов Александра Ширвиндта и Михаила Державина, по этому поводу шутили и даже посмеивались. Но за этими шутками стояла искренняя любовь, ведь Армен Борисович своим присутствием возвышал любую роль, делая каждый фильм с его участием незабываемым. Достаточно было просто наблюдать за его игрой.
У каждого зрителя свой Армен Джигарханян, и у меня есть три особенно любимые роли. Первая – это судья Кригс с его неповторимой импровизацией, элементами театра абсурда, знаменитым метанием торта и особенной симпатией к донне Розе д’Альвадорец. Хотя в этом фильме все актёры были великолепны. Вторая роль, которая мне дорога, – это выступление Джигарханяна в «Бенефисе» Людмилы Марковны Гурченко. Их знакомство состоялось на съёмках фильма «Старые стены», который ознаменовал триумфальное возвращение Гурченко на большой экран. Между ними возникла невероятная, вечная любовь. В «Бенефисе» Джигарханян исполнил роль сапожника и спел ту самую песню: «Только не надо перебивать, только не надо переживать, может быть, выйдет, а может, нет, новая песня вместо штиблет». Его пение, игра и манера держаться на сцене были завораживающими. Третья моя любимая роль – в фильме Андрея Смирнова «Осень», где Джигарханян появляется в совсем небольшой, но яркой сцене в самом финале. Главная героиня, ища спасения, приходит в дом своей подруги, которую играет Максакова. У подруги множество маленьких детей, и дом стоит на ушах. Но она не вмешивается, потому что есть муж, Скобкин, как она его называет. Молодой, красивый Джигарханян-Скобкин возвращается домой после прогулки с собакой, тут же берёт одного сынишку на руки и сажает на горшок, другого укачивает. Быстро накрывает на стол, подаёт чудесный шашлык и даже припасённое холодное пиво. Он успокаивает героиню, понимает её лучше всех, укладывает детей, а затем, когда все спят, склоняется над чертежом, ведь он ещё и учёный. Такой всесторонний, чуткий и понимающий Скобкин, а их особая «любовь-морковь» с героиней Максаковой вызывает восхищение. Просто чудесный, молодой, красивый, лучший из лучших Армен Борисович.
Что до личной жизни… Оставьте её в покое. Лучше пересмотрите его фильмы и спектакли – из них вы многое поймёте о его личности, если это так важно. И просто будьте благодарны за то, что нам посчастливилось жить в одно время с этим артистом-философом, артистом-мудрецом. Просто с Великим Артистом.







