Единую цифровую платформу «Гостех» переделают в конструктор госIT
Российские власти планируют масштабное развитие единой цифровой платформы «Гостех». Изначально её целью была экономия бюджетных средств за счёт повторного использования уже приобретённого государством программного обеспечения. Однако в 2022 году эти планы столкнулись с возросшими требованиями к кибербезопасности, вызванными рядом взломов государственных ресурсов. В результате, к концу 2024 года курирование проекта перешло к вице-премьеру по цифровизации Дмитрию Григоренко. Теперь, по данным издания «Ъ», «Гостех» рассматривается как ключевой элемент в реализации концепции «экосистемной» цифровизации государственного управления. Помимо финансовой выгоды, платформа призвана гарантировать совместимость и безопасность государственных IT-продуктов, а также централизовать процесс заказа и создания новых решений по принципу конструктора, используя существующие модули и разрабатывая новые только при острой необходимости.
На предстоящей стратегической сессии правительства будет представлена обновлённая концепция «Гостеха». Платформа больше не воспринимается лишь как инструмент для экономии на государственных IT-закупках, но и как универсальный конструктор для создания государственного программного обеспечения.
Изданию «Ъ» стало известно, что 23 сентября под председательством Михаила Мишустина состоится стратегическая сессия правительства, посвящённая развитию «Гостеха». На ней будет представлен проект «Гостех 2.0», значительно расширяющий функционал платформы. Основной задачей остаётся реализация принципа экономии за счёт многократного использования уже разработанных IT-решений, избегая дублирующих заказов. В то же время, новая версия будет интегрирована в экосистемный подход к IT, активно продвигаемый вице-премьером Дмитрием Григоренко, который курирует цифровизацию с 2024 года.
По информации «Ъ», старт проекта «Гостех 2.0» намечен на начало 2026 года.
Хотя первые сервисы на платформе «Гостех» появились ещё в 2022 году, на данный момент их количество достигло лишь 52. Изначально правительство рассчитывало на полный переход всех государственных информационных систем (ГИС) на эту платформу, однако реализовать идею «тотального `Гостеха`» не удалось. Причинами стали сопротивление отдельных ведомств, а также значительный рост расходов на обеспечение кибербезопасности после масштабных атак 2022 года, которые превысили ожидаемую экономию. Как следствие, в конце 2024 года кураторство над «Гостехом» было передано Дмитрию Григоренко, который видит в платформе ключевой инструмент для формирования единой цифровой экосистемы, позволяющей всем государственным структурам эффективно использовать результаты ведомственных IT-разработок.
Теперь, согласно информации «Ъ», «Гостех» предлагается трансформировать в централизованную площадку для взаимодействия между государственными заказчиками IT-решений и непосредственными разработчиками. Проект «Гостех 2.0» предусматривает автоматизацию процесса заказа услуг, внедрение систем мониторинга и автоматического расчёта стоимости, а также интеграцию лучших решений российского IT-рынка. Фактически, платформа будет представлять собой единое хранилище готовых, совместимых программных модулей, из которых можно будет «собирать» новые ГИС и сервисы, адаптированные под конкретные нужды ведомств.
Источник «Ъ», знакомый с деталями проекта, поясняет, что любое ведомство, нуждающееся в запуске новой ГИС или цифрового сервиса, будет направлять заказ через Минцифры. Функцию заказчика будет выполнять соответствующее подразделение ведомства, а требования к будущим сервисам будет формулировать Центр экспертизы и координации информатизации (ЦЭКИ) при Минцифры. Оператором платформы выступит ФКУ «Гостех», ответственное за техническую реализацию — от архитектурного проектирования до внедрения ГИС и сервисов.
Разрабатываемые подрядчиками IT-продукты будут размещаться в экосистеме «Гостеха 2.0» в формате готовых модулей. Они будут проходить строгую оценку для определения их пригодности к использованию в создании новых систем.
Таким образом, для каждого государственного заказчика будут разрабатываться или интегрироваться только те модули, которых не хватает для выполнения конкретной задачи.
С этой целью ЦЭКИ уже наделён правительством полномочиями единого функционального заказчика в сфере государственного IT, а ФКУ «Гостех» — единого технического заказчика. Сервисы, предназначенные для «Гостеха 2.0», проходят экспертизу на архитектурном совете при Минцифры, включающем ведущих IT-поставщиков и провайдеров, а затем утверждаются президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию. В процессе разработки идентифицируются и выделяются типовые компоненты и SaaS-сервисы, предназначенные для многократного использования в новых ГИС.
Источники «Ъ» указывают, что реализация такого подхода невозможна на базе существующей платформы «Гостех 1.0», поскольку она основана на технологиях пятилетней давности. Например, её архитектура была спроектирована до широкого распространения больших языковых моделей и сервисов искусственного интеллекта. Для их интеграции в экосистему потребуется создание специализированного универсального кластера, включающего проверенные и защищённые от внешних угроз ИИ-решения.
Тариф на использование бизнесом информационной инфраструктуры правительства не вызывает согласия
Следует отметить, что работа по созданию новой системы уже активно ведётся. Минцифры, ФКУ «Гостех» и ЦЭКИ совместно разрабатывают открытые стандарты и методические рекомендации для создания компонентов и ГИС на платформе. По словам собеседников «Ъ», эти ведомства также регулярно организуют как открытые, так и закрытые мероприятия на конференциях и форумах для поддержания обратной связи с разработчиками, функциональными заказчиками и конечными пользователями. Параллельно с этим, для стимулирования конкуренции и расширения осведомлённости о доступных на IT-рынке решениях, правительство работает над дополнением реестра российского ПО, включая корпоративные продукты для собственных нужд. Это свидетельствует о том, что принцип «не писать один и тот же код дважды» теперь рассматривается правительством в более широком контексте, выходящем за рамки исключительно государственного сектора.