Обзор ключевых событий музыкального и театрального года.
В отличие от предыдущего года, когда деятели искусства предпочитали уходить от глобальных потрясений в «эстетическую эмиграцию», завершившийся театрально-концертный сезон ознаменовался переходом к прямому и искреннему художественному высказыванию. Вероятно, назрела необходимость в национально-патриотической идее, которая исторически способствовала расцвету русской культуры и формированию мировых художественных трендов. Возможно, наверху осознали важность государственного покровительства искусству, как это было во времена Николая I и Сталина. Так или иначе, прошедший сезон был богат на события, демонстрирующие возрождение патриотического направления в культуре России, которое ранее критиковалось либеральными кругами.
Дебютная опера, посвященная современной военной тематике
Впервые широкой публике была представлена музыкальная драма «Алеша», фактически полноценная опера, сначала в формате презентации, а затем и в полной версии в ДК МЭИ. Это произведение, созданное композитором Андреем Комиссаровым на либретто Олега Найденышева, черпает вдохновение из культового советского фильма «Баллада о солдате» Валентина Ежова и Григория Чухрая. Центральным персонажем, как и в фильме, является юный русский воин, участвовавший в Великой Отечественной войне. События оперы перенесены в Донбасс, в город Луганск, что в свете текущих военных реалий придает сюжету новые, глубокие смыслы. Авторы искусно проводят параллели и аналогии с событиями Специальной военной операции, вплетая в повествование о прошлом войне элементы нашего настоящего. Это выполнено с удивительной тонкостью и мастерством. Оркестр Росгвардии под управлением Азата Шахмухаметова первым исполнил партитуру, а затем её представил Государственный Кремлевский оркестр под руководством Константина Чудовского. Произведение Комиссарова представляет собой истинную современную оперу XXI века, где академическая глубина сочетается с доступностью «постмюзиклового» стиля, отличающегося мелодичностью и разнообразием жанров. Безусловно, такому значительному произведению место не на клубной сцене, а в репертуаре крупного оперного театра. В идеале – такого, который открыт к современным партитурам, новаторским экспериментам и поиску новых форм. И хотя в Москве есть такие театры, сложнее отыскать тот, что осмелится включить в свою афишу спектакль, прославляющий образ русского солдата-освободителя.
Триумфальное возвращение имперского стиля в Большой театр
Назначение Валерия Гергиева руководителем Большого театра в прошедшем сезоне принесло значительные результаты. Практически на протяжении всего года оперный репертуар театра вновь обретал черты величественного «имперского» жанра, утраченные ранее. Впервые за более чем десять лет в афишу вернулась опера Глинки «Руслан и Людмила». Несмотря на то, что это была адаптированная версия старой постановки Мариинского театра, она доказала, что «старое» не всегда означает «устаревшее». Декорации и костюмы, созданные Александром Головиным и Константином Коровиным ещё в 1904 году, равно как и хореография Михаила Фокина, остаются актуальными и сегодня. Таким образом, посещение «Руслана» в Большом театре теперь гарантирует встречу с подлинным искусством, а не сомнительными интерпретациями. Затем состоялась премьера «Риголетто» Верди, представленная в оригинальной постановке Джанкарло дель Монако. Однако кульминацией сезона, безусловно, стала премьера оперы Сергея Прокофьева «Семен Котко», завершившая 249-й сезон Большого театра. Валерий Гергиев и Сергей Новиков этим спектаклем ясно продемонстрировали свои принципы нового национального искусства: безупречное качество, виртуозное исполнение и ярко выраженный патриотический посыл. Эта новая триада могла бы стать фундаментом государственной культурной политики, если, конечно, выдержит сопротивление либеральных кругов в культуре. В «Семене Котко» все три эти составляющие органично объединились. Партитура Прокофьева является подлинным шедевром оперного искусства XX века: великолепная музыка, захватывающий сюжет, который, несмотря на четкую идеологическую направленность, полностью лишен примитивной пропаганды. Интересно, что премьера вызвала бурную реакцию у либерально настроенной эмигрантской публики. В социальных сетях критике подверглось всё: от видеопроекции мемориала на Острой могиле в Луганске во время исполнения хора «Заповiт» на стихи Тараса Шевченко, до самого Прокофьева, которого обвинили в написании «плохой, конъюнктурной» оперы. Об уровне исполнения критики предпочитают умалчивать, поскольку трудно оспаривать очевидное мастерство музыкантов и певцов. Подобная негативная реакция лишь подтверждает правильность выбранного курса. Главный же аргумент — восторженный прием публики, которая наградила создателей и исполнителей спектакля долгими овациями.
Сенсации в камерном формате
Порой камерные спектакли, рассчитанные на небольшую аудиторию (не более 100 человек за один показ), становятся подлинными открытиями сезона. Именно таким стал проект «Петербург — Петроград — Ленинград», созданный Иваном Поповски в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой. Это представление выходит за рамки привычных жанров, объединяя элементы перформанса, впечатляющей инсталляции, выразительной актерской пластики и удивительных трюков. Однако ключевую роль играет музыка Дмитрия Шостаковича, исполняемая вживую в оригинальных аранжировках Олега Синкина. Спектакль является своеобразным гимном великому городу, завораживающему каждого, кто в него приезжает. Его красота, загадки, богатая история, культурное наследие, героические подвиги и глубокая вера – всё это легло в основу полуторачасового действа, где оркестр и четыре актрисы, не произнося ни слова, создают мощный музыкально-театральный ритуал. Отклик на «Петербург…» показал, как быстро распространяется информация о подлинном творческом успехе среди театральной публики, ведь никакие дорогостоящие рекламные кампании не сравнятся с эффективностью «сарафанного радио».
«Геликон-опера» формирует новую эру кинооперы
Театр «Геликон-опера» совместно с телеканалом «Культура» представили премьеру киноверсии «Травиаты», что окончательно закрепило появление нового формата адаптации оперных постановок для экрана. Проект под названием «Театр в кино» — это не просто запись спектаклей на видео, что зачастую может навредить живому театральному опыту, а не помочь ему. Главная концепция заключается в синергии театральных и кинематографических приемов, использовании возможностей кино для обогащения визуального и звукового ряда, привнесении элементов киноязыка в театральную эстетику с целью создания инновационного мультидисциплинарного произведения. После успешного старта с «Пиковой дамы» «Геликона», проект завершил сезон показом «Травиаты». Премьера была организована как полноценное кинособытие: красная дорожка, знаменитости, фоторепортажи, интервью со звездами и даже традиционный попкорн. Помимо очевидных художественных преимуществ, такой гибридный театрально-кинематографический продукт способствует популяризации классической оперы. Статистика говорит сама за себя: «Травиату» в минувшем сезоне на сцене «Геликона» была показана 7 раз, собрав 3416 зрителей. Однако киноверсия, премьера которой состоялась в середине июня, за полтора месяца, по официальным данным, привлекла 56 799 зрителей, включая международную аудиторию.
Юбилеи выдающихся маэстро
Прошедший сезон был ознаменован знаменательными юбилеями четырёх выдающихся композиторов. Несмотря на индивидуальный стиль каждого, их объединяет одно: их музыка остается любимой, узнаваемой и широко исполняемой на протяжении многих десятилетий. Даже достигнув столь почтенного возраста (Александра Пахмутова – 95, Максим Дунаевский – 80, Алексей Рыбников – 80, Давид Тухманов – 85), они сохраняют высокий творческий потенциал, продолжая удивлять и радовать слушателей новыми произведениями. Об их вкладе в культуру можно говорить бесконечно. Их творческое наследие — это не просто исторические артефакты, а живая, развивающаяся музыка, находящая отклик у новых поколений XXI века. Все четверо получили высшее музыкальное образование: Пахмутова, Рыбников и Дунаевский окончили Московскую консерваторию, а Тухманов – Институт имени Гнесиных. Это означает, что они владеют всеми тонкостями музыкального языка и способны создавать сложнейшие партитуры. Однако каждый из них сознательно выбрал иной путь – путь творчества, адресованного широкой публике, создания доступных, но прекрасных мелодий, способных вызывать глубокие и искренние эмоции. Казалось бы, это простая истина: современный композитор востребован лишь тогда, когда его произведения хотят слушать. В противном случае, любители музыки всегда смогут обратиться к богатому наследию классики, созданной за последние три столетия. К сожалению, не все современные авторы осознают это, предпочитая замыкаться в узкопрофессиональных рамках и тем самым подавляя существующий спрос на академическую музыку. Однако юбиляры минувшего сезона, ещё при жизни признанные классиками, продолжают наглядно демонстрировать, что по-настоящему талантливая современная музыка актуальна во все времена.