Как Бутман и Абдразаков москвичей удивляли

Новости культуры

От Бородина до Queen: главные музыкальные эксперименты летнего джаз-феста

Лето 2025 года стартовало с масштабного события — Московского джазового фестиваля под руководством Игоря Бутмана. Маэстро собрал в столице выдающихся музыкантов и коллективы со всего мира, подарив зрителям по-настоящему впечатляющие выступления. Программа была настолько насыщенной, что хотелось оказаться сразу в нескольких местах, чтобы ничего не пропустить. Среди запоминающихся моментов фестиваля — саксофон, имитирующий звучание азербайджанского балабана, джазовая интерпретация «Богатырской» симфонии Бородина, неожиданное слияние музыки Бетховена и Рахманинова, а также хитов Queen с оперными ариями. Особый эпизод — совместное исполнение «Серенады трубадура» публикой под проливным дождем. Мы расскажем о самых ярких моментах этого джазового праздника.

Джазующие под дождем.
Джазующие под дождем. Фото: Марина Чечушкова

Джаз с ароматом липы и мокрого асфальта

Проведение фестиваля на открытых площадках летом создавало особую атмосферу, но погода внесла свои коррективы. Концерт начался под сильным дождем, который заставил зрителей искать укрытия или раскрывать зонты. Несмотря на холод и промозглую сырость, поклонники джаза, многие из которых пришли с детьми, не покинули площадку и активно наслаждались музыкой. Атмосфера, вопреки непогоде, была заряжена энергией.

На сцене царило настоящее музыкальное разнообразие. Евгения Любич открыла программу дня. Затем Хуан Орландис из Кубы и Данил Прокопьев перенесли слушателей в солнечные страны Карибского бассейна. Риад Маммадов из Баку представил увлекательный джаз-мугам, смешивая восточные лады с джазовыми ритмами. Особое впечатление произвело соло на саксофоне, который звучал удивительно похоже на певучий и немного печальный азербайджанский инструмент балабан.

Игорь Бутман. Пресс-служба Московского джазового фестиваля

Публика с нетерпением ждала выхода хедлайнеров — Московского джазового оркестра под управлением Игоря Бутмана и известного баса Ильдара Абдразакова. Незадолго до их выступления дождь усилился, но зрители, вместо того чтобы разойтись, заняли места поближе к сцене. Когда небо решило снова проверить на прочность собравшихся, открылись зонты, немного перекрывая обзор. В ответ из толпы послышались шутливые призывы. Игорь Бутман, выйдя на сцену, с присущим ему юмором отметил: «Сегодня мы проверили промокаемость наших зрителей: не промокают». И он был абсолютно прав.

Финальная часть вечера была наполнена любимыми хитами. Под небольшой морось зазвучала «Серенада трубадура», и весь танцпол подпевал «Луч солнца золотого…». На словах «солнце взошло» зрители включили фонарики на телефонах, создав трогательную картину. В программе прозвучали популярные песни: «Я шагаю по Москве», «Трус не играет в хоккей», «Песня Бременских музыкантов», «Bésame mucho», «Песенка о капитане». Были и проникновенные лирические композиции, такие как «Синяя вечность» и «Очи черные». Завершением вечера стали джазовые обработки «Вдоль по Питерской» и шуточная версия песенки про Буратино, где на вопрос «Скажите, как его зовут?» зал хором отвечал не «Бу-ра-ти-но», а «Бу-ут-ман».

Ильдар Абдразаков и Игорь Бутман. Пресс-служба Московского джазового фестиваля

«Свифт, но не тот, который отключили»

Настоящим подарком для публики стал приезд американской джазовой певицы Вероники Свифт. Ее имя хорошо известно в мировом джазе, но в России она выступала впервые, и прием был невероятно теплым. Вероника обладает редкой харизмой и мощным голосом, который, казалось, мог бы разрушить стены филармонии, если бы концерт проходил в закрытом зале. При этом она проявила удивительную трогательность и искренность, особенно реагируя на внимание зрителей. Букет цветов, подаренный из зала, настолько растрогал ее, что певица едва сдержала слезы, сказав, что с ней такого еще никогда не случалось. Оказывается, Вероника не только прекрасно поет, но и играет на трубе, что она продемонстрировала, взяв инструмент у одного из оркестрантов. Объявляя Веронику, Игорь Бутман с юмором представил ее как «Свифт, но не тот, который нам отключили», а затем предложил залу وصف певицу эпитетами, на что публика enthusiastically respond восторженными словами: «Шикарная, неповторимая, яркая…».

Ильдар Абдразаков. Пресс-служба Московского джазового фестиваля

Сочетание «несочетаемого»

Эксперименты по слиянию джаза и классики широко распространены, но не всегда успешны. Редкое исключение — работы Николая Левиновского, чьи аранжировки прозвучали на фестивале. Зрители услышали знаменитую прелюдию Рахманинова до-диез минор и фрагменты «Картинок с выставки» Мусоргского в джазовом прочтении, демонстрирующем импровизационный потенциал классических произведений.

Особым моментом стала премьера «Фантазии на темы Александра Бородина» в исполнении Московского джазового оркестра. Смелая джазовая версия «Богатырской» симфонии и хора из оперы «Князь Игорь» прозвучала удивительно органично. В этой фантазии, благодаря талантливому пианисту Олегу Аккуратову, даже, возможно, промелькнула мелодия арии Далилы из оперы Сен-Санса.

Смелые музыкальные эксперименты продолжились и на закрытии. Вероника Свифт призналась в любви к русским классикам, назвав Стравинского, Чайковского и Рахманинова. Свои слова она подкрепила весьма дерзким fusion: объединила «Лунную» сонату Бетховена с фрагментами Второго фортепианного концерта Рахманинова. По словам певицы, это было желание «поместить музыку в современный контекст и рассказать свою историю», отметив, что в финале «победила» русская тема. Вероника, которая не боится смешивать жанры, также представила unexpected combination джаза, рока (хит Queen «The Show Must Go On») и оперной арии («Vesti la giubba» из «Паяцев» Леонкавалло). Она подчеркнула, что оба текста говорят о необходимости выходить на сцену и дарить радость, несмотря на жизненные трудности.

Джазующие под дождем.
Джазующие под дождем. Фото: Марина Чечушкова

Кульминацией стал дуэт Вероники Свифт с пианистом Олегом Аккуратовым, исполнившим «Фантазию» Шопена в джазовой импровизации. Этот номер буквально заставил зал затаить дыхание. Вероника выразила огромное восхищение талантом Аккуратова, назвав его особенным музыкантом, который одинаково мастерски владеет и классикой, и джазом.

Артём Синицын
Артём Синицын

Артём Синицын — петербуржец, мастер слова и любитель анализа. Живёт в Северной столице, освещает экономику и культуру. Его тексты — это смесь данных и ярких деталей о финансах или выставках. Обожает прогулки по музеям и дискуссии о трендах.

Свежий обзор мировых событий