Кинематографисты России и Китая на фестивале «Амурская осень»: Взгляд на менталитет

Новости культуры

Международный кино- и театральный фестиваль на границе двух стран выявляет глубинные культурные особенности

В Благовещенске в 23-й раз проходит Открытый международный фестиваль кино и театра «Амурская осень». Теперь он представляет не только российское и китайское кино, но и фильмы со всего мира.

Название фильма итальянского классика Марко Беллоккьо «Китай близко», снятого в 1967 году, как нельзя лучше описывает как сам Благовещенск, так и проходящий здесь фестиваль. Китай находится всего в 750 метрах, на противоположном берегу Амура. Пятнадцать минут на теплоходе — и вы в Хэйхэ.

Излюбленное занятие как туристов, так и местных жителей по обе стороны реки — прогуливаться по набережной и наблюдать за противоположным берегом. Жизнь там кажется совершенно иной, словно нас разделяют тысячи километров. Над рекой гордо реют государственные флаги двух стран, стремящиеся в поднебесье.

Художник Ху Чанхуэй на открытии выставки в Благовещенске
Художник Ху Чанхуэй на открытии выставки в Благовещенске. Фото — Наталья Поспелова.

В дни фестиваля были отменены визы в Китай, что привело к массовому наплыву людей на чужие берега. С шести утра штурмуются кассы, чтобы попасть к ближайшим соседям. Очереди, в которых люди вспоминают навыки советского дефицита, приводя молодых мам с детьми для прохода вне очереди, могли бы стать сюжетом для короткометражного фильма. Для кого-то это стало своего рода бизнесом. Другие умоляют пропустить их, рассказывая истории о приезде из Тюмени, о том, что никогда не были за границей, и обещая щедро отблагодарить за доброту.

На «Амурскую осень» приехали кинематографисты и художники из разных городов Китая. В областном музее открылась выставка современной китайской живописи, которую привез давний друг фестиваля, галерист Лю Мин Сю. Также был проведен мастер-класс по традиционной китайской живописи гохуа.

В полнометражном конкурсе представлены фильмы из Казахстана, Аргентины, Кыргызстана, Ирана, а также по три картины из России и Китая. Последние вызывают наибольший интерес именно у благовещенских зрителей, ведь до Китая рукой подать, и многие регулярно ездят туда по своим житейским делам, как это часто бывает в приграничных регионах.

Кадр из фильма `Где ты?`
Кадр из фильма `Где ты?`. Пресс-служба фестиваля

Режиссер Чарльз Ху представил свой фильм «По течению»: «Это мой первый фильм, который я начал снимать в 22 года и продолжал работать над ним в течение пяти лет. Я снимал его в своем родном городке в центре Китая. Он рассказывает о молодых людях, о том, как они справляются с проблемами современного общества и трудностями прошлого».

Главного героя фильма зовут Минлян. Вполне возможно, что Чарльз Ху является поклонником творчества своего старшего коллеги Цай Минляна. Главную роль исполнил талантливый молодой актер Дипан Сюн. Машинист поезда в его исполнении — очень чувствительный молодой человек, мало напоминающий представителей этой сложной профессии. Создается впечатление, что каждую минуту он испытывает душевные муки.

Его отец также был машинистом, а затем исчез, оставив семью. Накануне исчезновения он разговаривал с сыном, и они не раз вместе путешествовали на лодке, где отец рассказывал, как по реке можно добраться до моря. Сидя перед железнодорожным полотном, отец признался, что у него такое чувство, будто он никуда не уезжает, хотя ежедневно садится в поезд, и ему так хочется увидеть океан. В поисках этого реального или мифического океана он и отправится, оставив сына-подростка и жену.

Эта потеря занозой будет сидеть в сердце Минляна, готового ответить на любые выпады в адрес отца — избить начальника, резко ответить матери. В детство уходят и его другие психологические травмы, связанные с игрой в прятки, гибелью ровесницы. Только встреча с одноклассницей немного снимет напряжение, но и в их отношениях все не так просто.

Чарльз Ху, скорее всего, снял очень личную историю, с неожиданной стороны показав то, что остается за кадром, тот внутренний мир, который многие и не предполагают в китайцах, воспринимая их закрытыми и невосприимчивыми людьми. Ведь они так не похожи на нас.

Кадр из фильма `По течению`
Кадр из фильма `По течению`. Пресс-служба фестиваля

Россию в основном конкурсе также представляют три картины. Вероника Коржевская шла к своему полнометражному игровому дебюту «Где ты?» десять лет. Она выпускница Высших курсов сценаристов и режиссеров, где ее мастерами были Владимир Хотиненко, Владимир Фенченко и Павел Финн. Вероника также является художником и иконописцем.

Для дебюта ее фильм богат на актерские имена. Даже в небольших ролях снимались Олеся Железняк, Елена Цыплакова, Елена Валюшкина, Юрий Чурсин. При этом были выбраны сложные локации, а музыка звучит в исполнении большого оркестра, что является большой редкостью в современном кино. В титрах в качестве сценариста и сопродюсера указан Алексей Нужный, что наводит на мысль о том, что изначально снимать должен был именно он, но в силу каких-то обстоятельств этого не произошло.

Главный герой Максим в исполнении Никиты Волкова — анестезиолог, и профессия врача показана с большим уважением. В разговоре с матерью выясняется, что он ездит на фронт выполнять свой врачебный долг. О деталях можно только догадываться, так как эта тема не находит дальнейшего развития.

Максим пережил трагедию. Он уснул на лавочке после бессонной ночи на работе, а в это время из коляски похитили его маленького сына. Дальнейшая судьба предсказуема — развод, одиночество, поиски ребенка. Максим предстает образцовым человеком, мужчиной-мечтой. Он продолжает поиски сына, хотя бывшая жена вышла замуж, родила дочь, ничего не сказав ему об этом. А затем начнется такая «Санта-Барбара», что привыкший к сериалам зритель обольется слезами.

Многое сделано профессиональной и уверенной рукой, что теперь в дебютных картинах не редкость, особенно если есть грамотная продюсерская команда. Однако накал страстей и нагромождение коллизий способны погубить любые усилия. Словно была дана команда «Газуй!». Финал предсказуемо фантастичен. В жизни и не такое бывает, но на экране нужно это как-то оправдать, иначе зритель не поверит. Хотя зритель порой рад обманываться и с благодарностью принимает горько-сладкую пилюлю, изготовленную по чьему-то рецепту.

Автор: Светлана Хохрякова
Артём Синицын
Артём Синицын

Артём Синицын — петербуржец, мастер слова и любитель анализа. Живёт в Северной столице, освещает экономику и культуру. Его тексты — это смесь данных и ярких деталей о финансах или выставках. Обожает прогулки по музеям и дискуссии о трендах.

Свежий обзор мировых событий