Последний фильм режиссера вышел в прокат, пока он находился в коме.
Кинорежиссер, сценарист, продюсер и телеведущий Тигран Кеосаян ушел из жизни в возрасте 59 лет в ночь на 26 сентября. Он был сыном знаменитого режиссера Эдмонда Кеосаяна, известного по таким культовым фильмам, как «Неуловимые мстители», «Новые неуловимые мстители» и «Стряпуха».
Семью Кеосаянов постигла ранняя утрата мужчин: отец, Эдмонд Кеосаян, умер от онкологического заболевания в 57 лет. Старший брат Тиграна, режиссер и продюсер Давид Кеосаян, скончался от сердечного приступа в 61 год в 2022 году. Теперь и Тигран ушел из жизни в 59 лет. Его 86-летняя мать, бывшая актриса Армянского драматического театра им. Сандукяна, снимавшаяся в фильмах мужа, осталась одна.
Последняя работа: «Семь дней Петра Семеныча»
Примечательно, что премьера его последней работы, фильма «Семь дней Петра Семеныча», состоялась в апреле этого года, когда сам режиссер уже четыре месяца пребывал в коме. В отсутствие Кеосаяна картину представила его съемочная группа в одном из главных кинотеатров Москвы, на закрытии ММКФ, во главе с его супругой и соавтором сценария, Маргаритой Симоньян. На мероприятие собрался московский бомонд, однако из-за большого количества билетов, распределенных среди съемочной группы, зрительный зал оставался полупустым. Маргарита Симоньян, выступая на сцене, упомянула, что фильм основан на ее «проходном рассказике» под названием «Беламур». Ее слова, обращенные к находящемуся в коме мужу: «Мы были у Тиграна и рассказали, что сегодня состоится премьера. Я поеду к нему и поделюсь, как все прошло. Тиграша, посмотри, как они хлопают», вызвали неоднозначную реакцию.
Фильм «Семь дней Петра Семёныча» был полностью завершен Кеосаяном до начала его болезни и посвящен его покойному брату Давиду. Дочь Давида, Лаура Кеосаян, исполнила роль дочери главного героя. Главную роль Петра Семеновича, 70-летнего жителя Сочи с диагнозом саркомы легкого, сыграл Федор Добронравов. Герой проживает последнюю неделю в ожидании подтверждения диагноза, размышляя о своей, по его мнению, бессмысленной жизни, лишенной достижений, достатка и крепкой семьи. Маргарита Симоньян утверждала, что режиссер сам успел полностью смонтировать и довести картину до финала. По ее словам, работа над фильмом сопровождалась как смехом, так и слезами, и она считала, что фильм превзошел ее оригинальный рассказ по глубине, юмору и трогательности, став проникновенной историей о человеке, старости и атмосфере старого Адлера.
Ранние успехи и смена курса
На заре своей карьеры Тигран Кеосаян создавал фильмы иного жанра. Его режиссерский дебют, «Катьяка и Шиз», вышел в 1992 году. Второй фильм, «Бедная Саша», принес Александру Збруеву награду за лучшую мужскую роль на фестивале «Кинотавр». В 2001 году картина «Президент и его внучка» также получила специальный приз жюри на «Кинотавре». Комедия «Ландыш серебристый» была отмечена на фестивале «Окно в Европу» в Выборге. Среди его работ также «Заяц над бездной» (2006) с Богданом Ступкой в роли Брежнева.
Со временем режиссерская деятельность отошла на второй план, уступив место телевизионной карьере и политической активности. В 2021 году Кеосаян представил фильм «Бессмертные», который многие восприняли как современную интерпретацию культовой картины Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». Вместо ветеранов Великой Отечественной войны, Кеосаян изобразил афганских ветеранов, не получив, однако, одобрения на подобный ремейк от Смирнова, который, по его собственным словам, был крайне возмущен этой идеей.
В «Бессмертных» герои также встречаются спустя двадцать лет на похоронах друга. Один из персонажей, Синица (Юрий Стоянов), аналог минёра Кирюшина из «Белорусского вокзала», представлен известным писателем, публиковавшим критические статьи о советских лидерах. Директор завода Виктор Сергеевич (Алексей Глазырин в оригинале) трансформировался в пенсионера-олигарха Архипа (Сергей Пускепалис). История повторяет ключевые моменты: компания ветеранов, оказавшись в полиции после драки, навещает свою боевую подругу. Архип, умирая от рака, завещает свое состояние друзьям. Этот фильм значительно отличался от ранних работ Кеосаяна, с которых началась его многообещающая карьера, что, вероятно, осознавал и сам режиссер.