Министерство экономического развития намерено обновить критерии, по которым населенные пункты относятся к категории моногородов. Цель изменений — сократить текущий список из 321 города до 218, чтобы сосредоточить государственную поддержку на оставшихся. Согласно предложенному проекту, статус моногорода смогут получить муниципальные округа, но не городские агломерации.
Чтобы предотвратить резкое исключение большого числа моногородов из перечня, предлагается сохранить поддержку тем из них, где уровень безработицы вдвое превышает средний по стране, а также тем, где создан режим территории опережающего развития (ТОР). Эксперты в то же время отмечают, что система отбора моногородов требует дальнейших улучшений.
Минэкономики планирует внести соответствующие изменения в постановление правительства №709 от 29 июля 2014 года. Действующий перечень включает 321 муниципальное образование. После применения новых правил список сократится до 218, хотя в будущем он может быть дополнен городами из новых регионов. Проект постановления опубликован на портале regulation.ru.
Сейчас, чтобы попасть в перечень моногородов, муниципальное образование должно иметь статус городского округа или поселения (за исключением столиц регионов), население свыше 3 тысяч человек, а доля работников градообразующего предприятия (ГРОП) должна составлять не менее 20% от общего числа занятых в течение последних пяти лет. Градообразующее предприятие должно быть связано с добычей полезных ископаемых (кроме нефти и газа) или промышленным производством и переработкой. Статус моногорода предоставляет доступ к господдержке, включая льготное кредитование инвестпроектов для диверсификации экономики и возможность создания ТОР с соответствующими льготами.
В пояснительной записке к документу указано, что изменения критериев, в частности, связаны с приведением их в соответствие с законодательством о местном самоуправлении. Теперь статус моногорода смогут получать муниципальные округа. Еще одно изменение — моногород не должен быть частью городской агломерации (поселения, связанные с ядром в пределах 1,5-часовой транспортной доступности). Исключение составляют лишь сами ядра таких агломераций.
Для минимизации рисков и предотвращения массового исключения моногородов из перечня, проектом постановления предлагается сохранить государственную поддержку для тех городов, где безработица на протяжении последних трех лет была как минимум вдвое выше среднероссийского показателя. Такие моногорода сохранят свой статус независимо от критериев монопрофильности. Также статус временно сохранят моногорода, на территории которых действуют ТОР, до завершения срока их работы (с 2028 по 2032 год).
Изначально Минэкономики планировало обновить список моногородов еще в конце 2024 года, указывая на то, что многие из них уже не соответствуют критерию монопрофильности. Теперь, по информации министерства, изменения стали актуальны, так как «экономика моногородов активно трансформируется, монозависимость снижается, бизнес, не связанный с градообразующими предприятиями, вырос в три раза. Также наблюдается положительный тренд в виде роста численности занятого населения».
Исключение моногорода из списка поддержки означает, что он стал менее зависимым от одного предприятия, по сути, это «история успеха», считает Роман Попов, эксперт Института экономики города. При этом он отмечает, что сами моногорода часто не стремятся к исключению из списков господдержки, опасаясь необоснованных решений. В качестве примера он приводит показатель безработицы, который, по его мнению, «не очень точен и довольно манипулятивен». Эксперт считает оптимальным сочетание критерия монозависимости (доля работающих на ГРОП не менее 20%) с более высоким уровнем социально-экономического развития. В этом смысле логика предложенного проекта выглядит в целом оправданной, но критерии нуждаются в дальнейшей доработке.