С февраля 2026 года в России будет внедрена система цифрового управления комплексным планом развития инфраструктуры, рассчитанным на десятилетний период. Этот амбициозный план включает строительство и модернизацию почти 300 объектов в ключевых секторах, таких как транспорт, энергетика, здравоохранение и образование. Предполагается, что на единой цифровой платформе будет аккумулирована вся информация о ходе реализации этих проектов, что обеспечит эффективный мониторинг и своевременную актуализацию комплексного плана.
Министерство экономического развития анонсировало разработку механизма мониторинга и обновления комплексного плана развития инфраструктуры, рассчитанного до 2036 года. Основная цель — централизованная фиксация всех данных о выполнении проектов на унифицированной цифровой платформе. Этот комплексный план, утвержденный правительством в конце августа, охватывает почти 300 инфраструктурных объектов. В его рамках предусмотрены строительство и реконструкция 4,5 тысяч километров железнодорожных путей, 2 тысяч километров автомобильных дорог, прокладка около 30 тысяч километров оптических линий связи, модернизация 60 аэропортов, а также обновление 40 медицинских организаций и исследовательских центров. Финансирование этих мероприятий будет осуществляться за счет средств пятилетней программы «Строительство» и шестилетнего плана дорожной деятельности. Общая оценочная стоимость необходимых инвестиций до 2036 года составляет 20 триллионов рублей.
Правительство позиционирует данный план как ключевой инструмент реализации стратегии пространственного развития страны. Эта стратегия определяет системную территориальную организацию Российской Федерации, связывая между собой пространственные приоритеты федеральных органов и регионов, а также отраслевые задачи. Вице-премьер Марат Хуснуллин ранее заявлял, что план «формирует сбалансированную систему создания объектов», учитывая, в частности, национальные цели развития.
По информации Минэкономики, система мониторинга исполнения плана должна начать полноценную работу с 1 февраля 2026 года. Для этого создается цифровая платформа на базе федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ЦС). Предполагается, что на эту платформу будут поступать данные из уже действующих систем в сфере территориального развития, включая, например, ФГИС «Единая цифровая платформа. Национальная система пространственных данных», призванную сформировать многослойную цифровую карту России.
Заместитель главы Минэкономики Святослав Сорокин разъяснил, что такая цифровая система позволит в режиме реального времени отслеживать ход реализации проектов и «оперативно реагировать на любые отклонения от установленных сроков». По его словам, цифровая платформа призвана интегрировать данные о транспортных, энергетических и социальных объектах, а также о документах территориального планирования. Это, как отметил Сорокин, «создаст единый контур принятия решений и сделает управление максимально прозрачным».
Дмитрий Землянский, директор Научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ Президентской академии, подчеркнул, что совершенствование цифровых систем для мониторинга и контроля за проектами с государственным участием является «естественной тенденцией в системе государственного управления». Он напомнил, что системы оперативного контроля и выявления рисков уже успешно внедрены в практику управления национальными проектами и государственными программами. Эксперт указал на значимость такого мониторинга для координации сроков и возможной переброски средств между проектами, поскольку «значительная часть объектов плана взаимосвязана в единую систему и должна реализовываться последовательно: задержка по одному из объектов может вызвать проблемы по другим». Кроме того, поскольку план объединяет инфраструктурные объекты из разных отраслей, централизованный мониторинг на единой платформе существенно упростит понимание общих процессов территориального развития, предотвращая фрагментацию информации между различными отраслевыми информационными системами.