Музыкальные коллективы Ay Yola, Zve-ta Sve-ta-a и Нейромонах Феофан возглавили списки трендов этого сезона.
Успех башкирской группы Ay Yola, о котором уже не раз сообщалось, не случаен. Этот коллектив, наряду с Нейромонахом Феофаном, Zve-ta Sve-ta-a, Улой и другими известными исполнителями, является частью мощного этно-движения, чьи представители стали хедлайнерами летних фестивалей. Рассмотрим новые работы ключевых фигур этно-сцены.
Если ранее, в 2000-х и 2010-х годах, музыкальная индустрия склонялась к глобализации, и популярные группы предпочитали англоязычные тексты и унифицированный западный стиль, то в нынешнем десятилетии наблюдается обратная тенденция. Сегодня акцент делается на национальные языки и традиционные костюмы регионов России, что подчеркивает уникальность и многообразие культур. Этнические мотивы органично вплетаются в электронную музыку, создавая гармоничное звучание на современной поп-сцене. Это своего рода эхо мировой музыки (world music) конца прошлого века, которая с задержкой в несколько десятилетий нашла свою благодатную почву в российской культуре, вероятно, благодаря созревшим для этого условиям.
Летом этого года этнический тренд особенно заметен на музыкальных фестивалях под открытым небом. Нейромонах Феофан со своим стилем, названным «древнерусский драм-н-бэйс», является одним из ключевых исполнителей, способных зажечь публику. Объединяя звучание балалайки, особую манеру пения с «оканьем» и энергичные танцевальные мотивы, Феофан успешно развивает своё направление уже пятнадцать лет. Недавний концерт в Санкт-Петербурге, посвящённый дню рождения артиста, собрал многочисленных фанатов, которые традиционно отрывались под ритмы драм-н-бэйса, водили хороводы и участвовали в «слэм стенка на стенку». Оформление сцены на выступлениях Нейромонаха в этом году включает искусственные заросли подсолнухов, а одним из постоянных участников шоу, как и ранее, выступает артист в костюме бурого медведя с мерцающими диодами в глазах, добавляющими атмосферы праздника. Медведь, наряду с самим Феофаном и диджеем Никодимом, составляет основное трио коллектива (имена, конечно, сценические). Хотя артистам долгое время удавалось сохранять анонимность, фанаты смогли раскрыть их настоящие имена. Тем не менее, Феофан продолжает поддерживать свой сценический образ, всегда скрывая лицо под монашеским капюшоном, из-под которого видна старинная, допетровская борода.
****
В отличие от Нейромонаха Феофана, который создает собственные тексты и мелодии, лишь стилизуя их под народную манеру, коллектив Zve-ta Sve-ta-a в своём фольклорном техно-направлении применяет аутентичные народные песни. Эти композиции были собраны фольклористами во время этнографических экспедиций ещё в XX веке. В результате их выступлений слушатели начинают степенно приплясывать, погружаясь в истинно народный танец. Многие слушатели отмечают, что музыка группы способна вызывать трансовое состояние. Юрий Усачев, один из основателей коллектива (известный ранее по группе «Гости из Будущего»), пояснил, что структура народной музыки изначально обладает трансовыми свойствами, так как она строится на многократном повторении элементов истории, развивающейся по кругу, а не по стандартной для поп-музыки схеме куплет-припев.
Солистка Zve-ta Sve-ta-a Тина Кузнецова подчеркнула важность использования первоисточников, зафиксированных на аудионосителях, для исполнителей фольклора. По её словам, изучение региона, где была записана песня, позволяет понять местный диалект, который, однако, уже практически не встречается в современном общении. Например, во время недавнего выступления в Архангельске группа убедилась, что жители Севера уже не говорят на старинных диалектах, за исключением, возможно, самых удалённых деревень. Кузнецова считает это невероятно ценным, отмечая, что процесс унификации фольклора постепенно обращается вспять, и ценители обнаруживают колоссальное богатство русской народной песни, отличающейся по темпераменту, мелодике и менталитету от севера до юга.
На вопрос о том, как она, будучи джазовой пианисткой, пришла к фольклорной музыке, Тина Кузнецова ответила, что её привели любопытство и стремление найти нечто подлинное, способное увлечь надолго. Она подчеркнула, что для неё крайне важны страсть и неподдельный интерес к своему делу.
Недавно Zve-ta Sve-ta-a представила свой новый летний сингл «Месяц». Эта композиция представляет собой атмосферную электронную обработку старинной народной песни, родом из Ульяновской области. Это первый релиз коллектива с 2023 года. Тина Кузнецова узнала об этой песне от знакомой фольклористки более десяти лет назад, и с тех пор «Месяц» ждал своего воплощения. Результатом стала расслабляющая инди-фолк композиция, идеально подходящая для вечеринок под открытым небом.
****
Группа Ay Yola продолжает динамично развиваться, наслаждаясь плодами своего неожиданного, в первую очередь для самих участников, мирового успеха. В июле был выпущен видеоклип на песню «Ural Vasyaty», который продолжает визуальный стиль предыдущей работы «Homay», демонстрируя бескрайние степи, величественные горы, стремительные скачки на лошадях, мастерство стрельбы из лука, сцены борьбы, образы людей в национальных костюмах и, конечно, крупный план привлекательной солистки. Музыка Ay Yola основана на башкирском эпосе «Урал-Батыр», который передавался устно на протяжении веков и был зафиксирован лишь в начале XX века. Сюжет эпоса сложен и повествует о борьбе героя Урал-Батыра за благополучие человечества против сил зла. Каждая композиция группы посвящена отдельной главе этого эпоса. Фанаты, просматривая клип «Ural Vasyaty», активно обсуждают в комментариях, какие именно народные предания легли в основу видеоряда. Благодаря внезапно обретённой популярности, музыканты Ay Yola представили своё творчество широкой аудитории по всей стране, выступая на различных фестивалях от Минска до Сибири и Монголии. Этим летом группа обещала выпустить свой дебютный альбом из двенадцати треков, однако активная концертная деятельность, по всей видимости, замедляет выполнение этих планов.
****
На волне возрождения интереса к этнической музыке, даже классическая фольклорная эстрада, которую, казалось бы, давно списали со счетов, переживает новый расцвет. Например, ансамбль «Золотое Кольцо» вновь стал популярен, а на концерты Надежды Кадышевой теперь приходят и молодые люди, желающие потанцевать, и попасть на выступления стало крайне сложно. Эксперты музыкальной индустрии предсказывают, что этот тренд на этнику будет долгосрочным, и в будущем нас ожидает появление множества новых этно-электронных исполнителей, рокеров и даже тех, кто будет переосмысливать традиционную эстраду.