Новая выставка в ГИМе: Николай I как образец самодержца

Новости культуры

Государственный Исторический музей представляет экспозицию к 200-летию восшествия на престол Николая I

В Государственном Историческом музее (ГИМ) открыта уникальная экспозиция под интригующим названием «Николай I. Идеальный самодержец». Изначально это название может вызвать вопросы, однако знакомство с представленными материалами позволяет понять замысел кураторов. Подробности выставки раскрывают новые грани личности императора.

Военная униформа императорской семьи
Военная униформа императорской семьи. Фото: Марина Чечушкова

Привлекательное название выставки не случайно. Кураторы, отмечая 200-летие со дня восшествия Николая I на престол, стремились показать его как правителя, который во всём стремился к идеалу – от политической деятельности до личной жизни. Эта концепция ярко отражена во многих экспонатах. Как отмечает старший научный сотрудник ГИМ и куратор выставки Татьяна Петрова, Николай I, в отличие от своего брата Александра I, искренне верил в самодержавие как единственно верную форму правления. Если Александр I в молодости был склонен к республиканским идеям, а позднее к конституционной монархии (что породило легенды о его уходе в странничество), то Николай I всегда оставался «человеком на посту». Его служение Родине было неразрывно связано с его жизнью и могло завершиться только со смертью.

Вторая цель выставки — раскрыть образ Николая I не только как монарха, но и как личность. Архитектор Анастасия Мохова разработала оригинальное пространственное решение: центральная часть экспозиции посвящена внутренней политике, а по периметру и на втором уровне, куда ведет лестница, представлены аспекты внешней политики. Вокруг этой «политической сердцевины» размещены артефакты, касающиеся личной жизни императора. Важно подчеркнуть, что для государя семейная жизнь не была исключительно частной. Татьяна Петрова поясняет, что Николай I, создавая образ идеального семейного очага, стремился подать пример своим подданным, видя в своей семье образец служения.

Детство и семейные ценности

Один из наиболее трогательных разделов экспозиции посвящён детству императора. Здесь представлены личные письма великих князей Николая и Михаила Павловичей к их матери, императрице Марии Фёдоровне. Например, письмо от 9 сентября 1803 года из Павловска:

Любезная Маминька
Пожалуйте приезжайте скорее к нам, мы скучаем об вас.
Николай
Да, Маминька! Ето все правда.
Михаил

Ещё одно письмо, написанное восьмилетним Николаем 30 августа 1804 года, демонстрирует его старания:

Любезная Маминька!
Я очень нещастливым себя почитаю, что ВЫ изволили уехать недовольны мною. Цалуя ВАШИ ручки, осмеливаюсь просить прощения с твердым намерением исправиться. Мы с братцами, слава Богу, здоров; но я не могу быть покоен не получа ВАШЕГО прощения. Поздравляем ВАС и Братца с праздником.
Николай
Михаил

Эти детские послания, несмотря на своеобразную орфографию будущего монарха, свидетельствуют о его стремлении к исправлению, что характеризует его уже с юных лет.

Письма Николая и Михаила к Маменьке
Письма Николая и Михаила к Маменьке

Военная выправка и семейные традиции

Особое место в семейной части выставки занимает демонстрация военной униформы, символизирующей служение для Николая I. Хотя традиция одевать императорских детей в мундиры существовала и ранее, Николай I отличался особым почитанием мундира, следуя этому принципу дольше всех Романовых. Среди экспонатов представлены: кавалергардский мундир самого Николая Павловича, черкеска его старшего сына Александра Николаевича, мундир внука Алексея Александровича, а также удивительный женский гусарский мундир, дополненный кивером, хлыстиком из слоновой кости и сапожками. Это подтверждает, что даже девушки в императорской семье не избегали этой традиции. Например, свою среднюю дочь Ольгу Николаевну император назначил шефом Елизаветградского гусарского полка. Эта почётная, но не боевая роль предполагала занятие благотворительностью. Татьяна Петрова рассказывает интересный случай: в мемуарах «Сон юности» Ольга Николаевна вспоминает, как в день рождения получила от отца этот гусарский мундир. Она была восхищена, но сумела отстоять своё право носить юбку, тогда как отец настаивал на брюках-чикчирах.

«Идеальная» смерть монарха

Даже к своей кончине Николай I подходил с стремлением к идеалу. В отличие от своего отца, Павла I, погибшего в результате дворцового переворота, и брата Александра I, смерть которого была окружена легендами о его уходе в странничество, Николай I скончался дома, в кругу семьи. Он успел проститься с близкими, дать наставления, исповедаться и причаститься, исполнив свой христианский долг, а затем передал власть наследнику. Этому периоду посвящены специальные экспонаты, среди которых выделяется походная кровать, на которой император провёл последние минуты жизни. Всю жизнь Николай Павлович придерживался строгой военной дисциплины, что проявлялось не только в ношении мундира, но и в быту: он спал на этой же походной кровати, а на смертном ложе был укрыт военной шинелью.

Кровать, на которой умер Николай I
Кровать, на которой умер Николай I

Уникальные экспонаты

Выставка поражает обилием уникальных экспонатов, многие из которых представлены публике впервые. Среди них — автограф гимна «Боже, Царя храни», созданного по инициативе Николая I, чтобы заменить иностранную мелодию на отечественную. Впервые можно увидеть план расположения и перемещений войск гвардейского корпуса от 14 декабря 1825 года — документ, о существовании которого не догадывались даже многие историки. Привлекает внимание и мемориальная табличка, запечатлевшая краткое, получасовое посещение императором некоего магазина. Татьяна Петрова отмечает, что этот артефакт, вероятно, служил своеобразной рекламой для владельцев.

Хотя «Константиновский» рубль уже демонстрировался ранее, возможность увидеть его по-прежнему уникальна из-за его исключительной ценности. Эта чрезвычайно редкая монета была отчеканена в короткий период с 19 ноября по 4 декабря 1825 года, когда государственные учреждения присягнули великому князю Константину. После восшествия на престол Николая I чеканка этих рублей была строго засекречена. В настоящее время известно всего две такие монеты в музейных коллекциях: одна хранится в ГИМе, другая — в Государственном Эрмитаже.

Константиновский рубль
Константиновский рубль

По материалам Марины Чечушковой

Артём Синицын
Артём Синицын

Артём Синицын — петербуржец, мастер слова и любитель анализа. Живёт в Северной столице, освещает экономику и культуру. Его тексты — это смесь данных и ярких деталей о финансах или выставках. Обожает прогулки по музеям и дискуссии о трендах.

Свежий обзор мировых событий