Белый дом вводит новые требования для обеспечения локализации производства
Министерство промышленности и торговли России (Минпромторг) планирует обязать государственные компании, входящие в перечень стратегически важных, закупать по офсетным контрактам только ту продукцию, которая зарегистрирована в реестре российской промышленной продукции. Соответствующие директивы находятся на рассмотрении Правительства РФ. Это ужесточение требований позволит регулятору эффективно контролировать степень локализации производства товаров, поставляемых по офсетным договорам. Подобное нововведение стимулирует производителей к раскрытию информации о локализации для включения в реестр и сохранения доступа к рынку сбыта. Кроме того, мера направлена на расширение реестра и сокращение импортных закупок, допускаемых лишь при отсутствии отечественных аналогов.
Вадим Митькин, представитель департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга, 12 сентября на конференции по закупкам госкомпаний сообщил, что директивы, касающиеся обязательной закупки российской продукции из реестра по офсетным контрактам для стратегических госкомпаний (список 91-Р, куда входят такие гиганты, как «Газпром», «Роснефть» и «Ростелеком»), ожидают подписания вице-премьером Александром Новаком.
Чиновник подчеркнул, что для Минпромторга как ведомства, ответственного за локализацию производства, критически важно, чтобы в рамках офсетных соглашений поставлялась исключительно российская продукция, уже включенная в соответствующий реестр.
Министерство ожидает скорейшего утверждения документа, подтвердив, что он находится на рассмотрении в Правительстве.
Офсетные контракты, введенные в 2016 году и регулируемые Законом о контрактной системе (44-ФЗ), представляют собой соглашения с поставщиками (часто иностранными), которые обязуются регистрировать производство и создавать мощности в РФ в обмен на гарантированный спрос со стороны госсектора. В то время как для государственных заказчиков требование о наличии товаров в реестре уже является нормой, теперь оно будет распространено и на госкомпании, также обеспечивающие спрос на продукцию офсетных поставщиков.
Предполагается, что введение запрета на поставки продукции, отсутствующей в реестре (который на 12 сентября 2025 года насчитывал около 447 тысяч актуальных записей), станет сильным стимулом для офсетных производителей к регистрации своей продукции.
Увеличение объема реестра позволит значительно нарастить долю закупок отечественных товаров, одновременно сужая перечень иностранной продукции, разрешенной к приобретению лишь в случае отсутствия российских аналогов.
Помимо прочего, включение в реестр предоставит Минпромторгу актуальную информацию о фактическом уровне локализации продукции. Министерство выражало обеспокоенность недостаточной глубиной локализации ещё в 2024 году, что привело к разработке мер по расширению данных, обязательных для предоставления при регистрации товаров. На рынке также отмечались случаи подмены отечественной продукции импортной. Значительные расхождения между объемами закупок и реальным производством в РФ вызывали подозрения, что некоторые поставщики лишь имитируют локализацию, ограничиваясь, например, только упаковкой. В связи с этим, в феврале 2025 года первый заместитель главы Минпромторга Василий Осьмаков анонсировал проверки для выявления подобных несоответствий.