Правила для онлайн-платформ: Законопроект доработан

Новости экономики

Министерство экономического развития завершило работу над законопроектом о платформенной экономике, который часто называют «законом о маркетплейсах». По данным издания «Ъ», его итоговая редакция направлена участникам рынка и уже получила одобрение Государственно-правового управления при президенте. Законопроект, среди прочего, наделяет правительство правом устанавливать требования к представлению цен на товары и уточняет правила предоставления скидок. Предлагается отложить вступление закона в силу на один год, до 1 марта 2027 года. В Минэкономики поясняют это необходимостью предоставить платформам достаточно времени для адаптации бизнес-процессов.

По информации «Ъ», Минэкономразвития внесло последние правки в законопроект, регулирующий работу цифровых платформ, включая маркетплейсы, сервисы доставки еды, такси и поиска услуг. Итоговый вариант разослан представителям бизнеса и получил одобрение ГПУ. Ожидается, что в ближайшее время документ рассмотрит правительственная комиссия по законопроектной деятельности. Инициатором разработки законопроекта является вице-премьер Дмитрий Григоренко. Министерство экономического развития передало документ в правительство еще в феврале текущего года. В аппарате вице-премьера подтвердили высокую степень готовности законопроекта и его обсуждение в рамках рабочих групп «регуляторной гильотины». Источник издания отметил, что новая редакция учитывает интересы рынка, с которым активно велось обсуждение, сохраняя при этом основную цель — создание регулирования, способствующего системному и прогрессивному развитию платформенной экономики.

Также внесены изменения в регулирование скидок. Этот аспект вызывал много споров, особенно в части защиты малого бизнеса от ценового демпинга со стороны крупных участников рынка.

В частности, из законопроекта убрали положения о регулировании скидок, предоставляемых за счет самих платформ, включая требование о явном согласии на такие скидки. Тем не менее, маркетплейсы будут обязаны подробно описывать порядок предоставления всех видов скидок в партнерских соглашениях. Исключен также запрет на использование «молчаливого согласия» для снижения цены. Однако, если продавец установил минимальную цену на свой товар, для применения скидок за его счет потребуется его четкое «активное» согласие (например, подтверждение в личном кабинете). Продавцы сохраняют право в любой момент отказаться от участия в акциях со скидками за свой счет, и платформа не сможет применять к ним санкции за такое решение.

Доработанный законопроект дает Правительству России полномочия устанавливать требования к тому, как цены должны отображаться на страницах товаров. Это вызвано ситуацией, когда маркетплейсы показывают цену с учетом скидки при оплате картами аффилированных банков, что может восприниматься как непрямое продвижение их финансовых услуг. Еще одно нововведение: вместо ранее предложенного ограничения на частоту изменений условий договора, которые могут ухудшить положение продавцов (не чаще раза в квартал), теперь платформы обязаны уведомлять партнеров о любых существенных изменениях за 45 дней до их вступления в силу, давая время на адаптацию.

Итоговый вариант законопроекта предусматривает отсрочку его вступления в силу на один год — до 1 марта 2027 года вместо первоначальной даты 1 марта 2026 года.

Владимир Волошин, директор департамента цифрового развития Минэкономики, пояснил «Ъ», что, хотя платформы и так активно внедряют изменения, соответствующие будущему регулированию, годичная отсрочка необходима для полноценной перенастройки их бизнес-процессов, IT-систем и сервисов. Он подчеркнул, что внесенные правки отражают основную позицию министерства: регулирование призвано содействовать гармоничному развитию платформенной экономики, а не сдерживать или ограничивать его.

Реакция участников рынка на финальную версию документа оказалась неоднозначной. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов охарактеризовал законопроект как компромиссный, но отметил, что у рынка остаются вопросы, требующие дальнейшего обсуждения, даже внутри АКИТ. При этом он подчеркнул, что большинство замечаний и предложений были учтены. В объединенной компании Wildberries & Russ оценили новую редакцию как сбалансированную, соответствующую позиции участников рынка и направленную на установление единых стандартов в отрасли. Компания также отметила, что многие предусмотренные законопроектом положения уже применяются на практике, в том числе в части взаимодействия с продавцами. По их мнению, перенос срока вступления закона в силу позволит платформам и их партнерам спокойно подготовиться к изменениям в бизнес-процессах.

Однако Российская ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) выразила иное мнение. Представитель РАТЭК Антон Гуськов заявил, что исключенные из финальной версии нормы ранее были согласованы с бизнес-сообществом и общественностью и считались важными для поддержания баланса интересов. По его мнению, их удаление значительно ослабляет законопроект и снижает его эффективность, делая его неспособным решить основные проблемы рынка. Он также добавил, что это может привести к росту конфликтов между участниками рынка. Перенос срока вступления закона в силу, по мнению РАТЭК, лишь усугубит неэффективность предложенных мер в решении проблем, послуживших причиной разработки регулирования.

Денис Ковалёв
Денис Ковалёв

Денис Ковалёв — журналист из Москвы, живёт в ритме мегаполиса. Увлечён темами здоровья и медицины, пишет о новых открытиях и общественных трендах.

Свежий обзор мировых событий