Экосбор и резервы нацпроекта могут пойти на перезапуск отрасли
Минприроды опубликовало два проекта постановлений правительства, которые существенно изменят государственное финансирование сферы обращения с отходами. В частности, Росприроднадзор может получить право тратить средства экологического сбора, изначально предназначенные для контроля утилизации, на всю свою деятельность. Также предлагается, чтобы государственный оператор отрасли, ППК РЭО, покрывал кассовые разрывы своих дочерних компаний – новых региональных мусорных операторов – за счет займов из неиспользуемых средств соответствующего федерального проекта.
Одно из ключевых предложений – разрешить Росприроднадзору направлять средства экологического сбора на обеспечение собственных функций. Экосбор представляет собой обязательный платеж компаний в бюджет за государственную утилизацию отходов. Альтернативой является самостоятельная утилизация в рамках механизма расширенной ответственности производителей и импортеров за свою продукцию.
Согласно действующему законодательству, средства экосбора должны идти на оплату контроля Росприроднадзором исполнения требований по утилизации. Однако министерство отмечает, что служба занимается этим наряду с другими задачами, и выделить расходы конкретно на контроль крайне сложно. Поэтому предлагается направлять «средства в объеме поступления экосбора» на финансирование Росприроднадзора «в целом, без указания конкретного полномочия». Такое решение особенно актуально в условиях текущей жесткой бюджетной политики.
Второй проект постановления предоставляет ППК «Российский экологический оператор» возможность использовать бюджетные субсидии, выделяемые на инфраструктурное обеспечение отрасли, также для оборотного кредитования своих дочерних и внучатых предприятий – новых региональных операторов по обращению с отходами. Ранее практика приобретения ППК долей в ряде регоператоров была признана эффективным способом восстановления контроля и повышения работоспособности системы.
Предлагается предоставлять оборотные займы из средств нацпроекта «Экологическое благополучие» (который запущен в 2025 году и, вероятно, располагает незаконтрактованными финансовыми резервами).
Потребность в таких займах министерство объясняет анализом деятельности вновь назначенных регоператоров, проведенным ППК РЭО. Было выявлено, что на начальном этапе они несут значительные расходы на приобретение техники, строительство и реконструкцию инфраструктуры, а также на покрытие операционных издержек. При этом поступление денежных средств по выставленным счетам происходит с задержкой в несколько месяцев.
Экологические проблемы решат госсредствами и нормативными требованиями
Кроме того, при смене региональных операторов часто наблюдается снижение собираемости платежей. В результате дефицит оборотных средств в первый год работы может достигать объема необходимой валовой выручки за 3–3,5 месяца. Средства субсидии предлагается направить именно на покрытие этого кассового разрыва, поскольку коммерческие кредиты новым регоператорам, как правило, недоступны. Отсутствие финансирования, в свою очередь, может привести к ухудшению качества услуг и даже к невозможности осуществления деятельности. Министерство настаивает на скорейшем вступлении постановления в силу (со дня опубликования) для «незамедлительной поддержки отрасли обращения с ТКО».
Параллельно с этими мерами, предлагается впятеро снизить объем утилизации отходов, субсидируемый государством для специализированных компаний – с 50 тыс. до 10 тыс. тонн в год. В рамках обновленной системы расширенной ответственности производителей и импортеров, утилизаторы обязаны проходить регистрацию в реестре с обязательной проверкой производственных мощностей. Ведомство поясняет, что на начальном этапе «реестр утилизаторов будет содержать небольшое количество» таких компаний. Это означает, что их мощности будут пользоваться высоким спросом как со стороны государства, так и со стороны производителей и импортеров товаров и упаковки. В таких условиях снижение планки субсидируемой государством утилизации «ничем им не угрожает».