В «Центре искусств. Москва» представлена уникальная экспозиция «Шедевры, которых нет в музеях».
Центр искусств. Москва, расположенный у храма Христа Спасителя, продолжает свою традицию представлять публике уникальные произведения искусства. Новая выставка объединила редкие полотна из частных собраний, редко демонстрируемые широкой публике. Экспозиция включает работы как всемирно известных мастеров, таких как Иван Шишкин, Василий Поленов, Исаак Левитан, Михаил Клодт, так и таланты, чьи имена ещё предстоит открыть.
Экспозиция под названием «Шедевры, которых нет в музеях» поражает своим разнообразием: здесь представлены пейзажи, портреты и жанровые сцены. Это кажущееся разнообразие вполне логично, ведь объединяющим фактором для всех представленных произведений является их исключительная редкость: все они происходят из частных собраний и редко выставляются для всеобщего обозрения, что и дало название выставке.
Хотя предыдущие выставки в центре радовали ценителей живописи изысканными пейзажами, и в этой экспозиции есть свои жемчужины этого жанра, особое внимание привлекает полотно Михаила Нестерова «С отъездом». Эта картина обладает примечательной историей: долгие годы она хранилась у княгини Ольги Александровны, сестры Николая II, которая увезла её с собой в Данию во время эмиграции. Сам Нестеров вспоминал, как однажды на выставке к его работе подошёл художник Перов и, внимательно осмотрев её, с восхищением спросил об авторе, а затем, найдя Нестерова в толпе, громко воскликнул: «Каков-с!».
«Что я тогда перечувствовал, что пережил в эту минуту!» — вспоминал позднее сам живописец.
Среди других выдающихся имён, представленных на выставке, — Иван Шишкин с легко узнаваемым полотном «Девушка в сосновом бору», уникальный Исаак Левитан с импрессионистической работой «Под вечер», а также, что стало приятным сюрпризом для многих, редкая небатальная картина Василия Верещагина. Его «Вид Московского Кремля с Софийской набережной» излучает свет, покой и безмятежность: люди прогуливаются по ухоженной набережной, наслаждаясь тёплой погодой, а жизнь течёт своим обычным, мирным руслом.
Вниманию посетителей также предложены жанровые работы Владимира Маковского, брата знаменитого Константина. Приковывает взгляд его картина «Деспот семьи». На ней изображены бабушка с дедушкой, мама, няня и отец-художник, собравшиеся вокруг плачущего младенца. Кто же из них является «деспотом»? Неужели сам малыш? Ответить на этот вопрос не так просто. Приглядевшись, мы видим, что отец, сидящий на стремянке, увлечённо пишет картину и смотрит на происходящее с лёгким раздражением. Так кто же на самом деле ключевая фигура этого полотна?
Среди жанровых произведений выставки особо выделяются портреты кисти Вильгельма Августа Голике, уроженца Ревеля (ныне Таллин). Его выразительные полотна изображают простого рыбака и итальянскую девушку с корзиной фруктов. Художник умел находить глубокую красоту и очарование в образах обычных, небогатых людей. Рыбак на картине, хоть и усталый, но довольный и радостный, возвращается с богатым уловом, что является для него истинным счастьем.
Особого внимания заслуживает произведение Михаила Гермашева «Заснеженная тропа на закате». Хотя имя этого художника не столь широко известно публике сегодня, дореволюционная Россия высоко ценила его работы, которые находились в собраниях Павла Третьякова, Сергея Шереметева и других видных коллекционеров. Однако после эмиграции художника его имя было практически забыто в советские годы. Стоя перед этим пейзажем, невольно хочется проверить освещение, настолько мастерски передан солнечный свет на полотне. Это является своего рода художественным посвящением Ивану Шультце, коллеге Гермашева. Оба художника были признанными люминистами, известными своим умением виртуозно работать со светом. Подобно тому, как на моновыставке «Лунной ночи на Днепре» Архипа Куинджи зрители искали скрытые источники света, так и здесь возникает желание убедиться в отсутствии дополнительной подсветки.
Ещё одним притягательным и необычным пейзажем выставки является «Осенний парк» Бориса Бессонова. Его имя чаще знакомо коллекционерам и искусствоведам, чем широкой публике, и это объяснимо. На картине изображены речка, тропинка, усыпанная золотыми осенними листьями, деревья в багреце, но всё ещё зеленеющая трава. Освещённая солнцем природа предстаёт спокойной и безмятежной. При этом отчётливо ощущается, что перед нами не типичный русский лес, хотя манера письма напоминает стиль передвижников. Действительно, Борис Бессонов был учеником Алексея Саврасова и много путешествовал по России. Однако трагедия Гражданской войны, в которой художник потерял единственного сына и брата, вынудила его эмигрировать во Францию, где он продолжил свою творческую деятельность, сотрудничая с галереей Леона Жерара.