Ильдар Абдразаков впервые выступил в Забайкалье
В Чите стартовал четвертый ежегодный фестиваль Олега Лундстрема, известного как короля российского джаза. В этом году музыкальное событие в Забайкалье приготовило для публики несколько неожиданных моментов, одним из которых стало выступление Ильдара Абдразакова.
Четвертый год подряд Чита подтверждает свой статус джазовой столицы России. Этот выбор неслучаен, ведь, как утверждают местные жители, именно здесь зародился русский джаз благодаря Олегу Лундстрему. В его честь названа Забайкальская филармония, являющаяся центральной площадкой для всех ключевых мероприятий фестиваля, включая его торжественное открытие.
Изначально предполагалось, что фестиваль откроют Хибла Герзмава и Московский джазовый оркестр под управлением Игоря Бутмана. Однако оперная звезда не смогла прибыть на джазовый праздник в Забайкалье по непредвиденным обстоятельствам. В результате ее заменил другой выдающийся солист — Ильдар Абдразаков, горячо любимый публикой.
Игорь Бутман подчеркнул их с Ильдаром давние личные и профессиональные отношения: «Нас с Ильдаром связывает и человеческая дружба, и творческое сотрудничество. Замечательно, что наш выдающийся бас смог приехать, учитывая, как стремительно развивались события…»
Для Ильдара Абдразакова этот визит в Забайкальский край и, в частности, в Читу стал первым. «Прекрасный город, очень солнечный, и такие же светлые люди здесь живут, — поделился своими впечатлениями знаменитый бас. — Я искренне рад оказаться в Забайкалье, именно в Чите. Много слышал об этом городе, бывал в соседних регионах, но наконец-то добрался и до вас…»
Свое выступление артист открыл исполнением известной песни «Я шагаю…» на стихи Геннадия Шпаликова и музыку Андрея Петрова, но с измененным текстом — «по Чите», вместо «по Москве», чем моментально завоевал симпатии публики.
Хотя Ильдар Амирович широко известен как выдающийся оперный певец, в программу этого вечера вошли эстрадные композиции, включая всеми любимую песню «Луч солнца золотого» из мультфильма «Бременские музыканты»:
«Это определенный новый этап в моей творческой жизни, — объяснил певец. — С детства я исполнял различные песни, в том числе детские, из мультфильмов. Мы все выросли на этих замечательных анимационных лентах, и мелодии, которые живут в нашей душе, мы хотим представить со сцены. Конечно, это не будет звучать как опера, но мой голос останется неизменным. Однако подача будет иной, свежей…»
Кульминацией церемонии открытия стала сюита «Русь» в исполнении Московского джазового оркестра. Это произведение представляет собой искусно составленную мозаику из известных мелодий Александра Бородина, включая тему из «Богатырской» симфонии и фрагменты оперы «Князь Игорь», в частности, знаменитый хор «Улетай на крыльях ветра». Слушать подобную музыку всегда в радость, поскольку редко встречаются столь удачные джазовые аранжировки классики, выполненные с глубоким уважением к оригинальному замыслу композиторов. Репертуар Московского джазового оркестра изобилует такими интерпретациями произведений русских классиков, как Рахманинов, Чайковский, Бородин, и все они отличаются бережным отношением к первоисточнику. Зрители это ценят, открывая для себя нового Бородина – таким, каким он мог бы звучать в джазовом стиле.
Посещая концерты оркестра Игоря Бутмана, всегда с нетерпением ожидаешь новых импровизаций от Олега Аккуратова – уникального незрячего пианиста, обладающего исключительным талантом и тонким чувством юмора. На этот раз, по словам Игоря Бутмана, он проявил себя как «поэт-песенник», представив зрителям небольшое музыкальное посвящение:
О как прекрасны вы, читинцы,
Как превосходны вы!
Мы к вам приехали сегодня из Москвы!
Как хорошо здесь, в Забайкалье,
Сегодня выступать,
С Московским джазовым оркестром играть…
Пианист моментально завоевал сердца всей аудитории, которая щедро одаривала всех выступавших артистов бурными овациями. Еще одним сюрпризом от Олега Аккуратова стала шутка, вызвавшая восторг в зале: он вплел в свое исполнение мотив популярной песни «И снова седая ночь» группы «Ласковый май», идеально сочетавшуюся с «Лучом солнца золотого». Зал разразился смехом, понимая ироничный подтекст. Для московских артистов, прибывших на фестиваль, «седая ночь», наступающая в Чите на шесть часов раньше, чем в столице, ощущалась как нечто необычное. Из-за отсутствия возможности адаптироваться к местному времени, во время читинского концерта в Москве еще сиял яркий полуденный «луч золотого солнца».
Игорь Бутман признается, что для него «большая радость» быть участником музыкального события, посвященного Олегу Лундстрему. Неслучайно именно Игорь Михайлович и его оркестр открывают фестиваль. В 1980-х годах Бутман сам играл с Олегом Лундстремом и перенял ценные уроки у этого «отца русского джаза».
«У него можно было поучиться выдержке, ведь приходилось работать с джазовыми музыкантами, каждый из которых уникален. Несмотря на то, что не все в оркестре Олега Леонидовича в то время были импровизаторами, состав музыкантов был просто великолепным», — вспоминает Игорь Михайлович.
Игорь Бутман также отметил, что именно у Олега Лундстрема он научился искусству управления оркестром:
«Я учился на его примере вживую. В юности я еще не осознавал всей глубины, но со временем стал вспоминать его методы и в чем-то подражал ему. Ведь чтобы на протяжении стольких лет поддерживать успешный оркестр в превосходной форме, необходим опыт, искренняя увлеченность и, в то же время, твердый характер, чтобы порой направлять или сдерживать отдельных музыкантов».
Игорь Михайлович добавил, что хотя сам он тогда был «молодым и энергичным», Олег Лундстрем всегда умел найти оптимальный баланс, и это качество он перенял у великого джазмена.
«Секрет успеха оркестра кроется в его руководителе — компетентном человеке, тонко чувствующем как индивидуальности музыкантов, так и настроения публики. Именно поэтому коллектив существует так долго и до сих пор находится в прекрасной форме, даже несмотря на то, что Олега Лундстрема уже нет с нами».