Первое крупное музыкальное произведение, посвященное событиям СВО, представлено в Самаре
В Самару, на берег Волги, прибыл «Культурный десант 45/25», в составе которого известные музыканты и литераторы, такие как Петр Лундстрем и Захар Прилепин. Цель визита – обсуждение современной культуры с местными жителями и представление масштабного симфонического произведения Алексея Сергунина — Концерта-симфонии «Русскому Донбассу». Это сочинение стало первым значительным откликом в академической музыке на текущие события. Наш корреспондент присутствовал на мероприятии.
Дирижер Геннадий Саченюк. Фото: Пресс-служба КА22
Дирижер Геннадий Саченюк завершает исполнение. Оркестр и хор замолкают. После нескольких секунд абсолютной тишины зал Самарской филармонии разражается бурными аплодисментами, которые порой прерываются, чтобы дать возможность слушателям вытереть слезы. Публика стояла, слушая «Священную войну» в исполнении хора Александрова, которая прозвучала на бис после Концерта-симфонии «Русскому Донбассу» молодого композитора Алексея Сергунина.
Премьера симфонии состоялась в Забайкалье еще в прошлом году. Эта музыка была востребована, но с тех пор редко звучала на больших сценах. Хотя записи доступны онлайн, такая мощная композиция требует живого сценического исполнения. Этим летом ситуация изменилась, и симфония отправилась в тур по городам Поволжья.
Перед концертом в фойе Самарской филармонии можно посетить небольшой музей с выставкой, посвященной истории Куйбышевской филармонии в годы войны. Среди экспонатов — портрет Дмитрия Шостаковича кисти Юрия Филиппова, названный «Седьмая симфония». Это создает параллель с предстоящим вечером, ведь Концерт-симфонию Сергунина часто сравнивают с Седьмой («Ленинградской») симфонией Шостаковича, премьера которой состоялась именно здесь, в Куйбышеве, 5 марта 1942 года. Шостакович завершил свое сочинение, начатое в блокадном Ленинграде, находясь в эвакуации в Куйбышеве. Эта параллель очевидна: симфония Сергунина также является музыкальным откликом на текущие события.
Вспоминая «Ленинградскую» симфонию, нельзя не упомянуть ее исполнение в осажденном Ленинграде 9 августа 1942 года. Для этого требовался большой оркестр, но в городе оставался лишь Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета, музыканты которого страдали от голода. Их специально откармливали, чтобы у них появились силы для репетиций (до которых нужно было еще добираться с тяжелыми инструментами). Многие артисты были настолько истощены, что едва могли играть. Чтобы собрать нужный состав, музыкантов отзывали прямо с фронта! И симфония прозвучала — вопреки всем трудностям.
Симфонию Сергунина также исполняет уникальный коллектив — Донецкий академический симфонический оркестр им. С.С.Прокофьева, известный как Оркестр непокоренных. Многие его участники имеют боевой опыт, есть и потери среди музыкантов — погибшие или попавшие в плен в зоне СВО. На сцене вместе с ними выступает Оркестр камерной музыки Леонида Лундстрема. В отличие от симфонии Шостаковича, произведение Сергунина включает партии для хора (исполняет Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова) и соло скрипки (исполняет Петр Лундстрем).
Симфония относится к программной музыке, то есть имеет определенное авторское содержание, выраженное в названии или сопровождающем тексте. Сергунин дал название каждой из ее частей: «Шахтерам» (посвящение советской эпохе и историческому прошлому региона), «Военным» (о событиях СВО), «Чакона» (посвящение деятелям искусства, вносящим вклад в Победу, особенно скрипачу Петру Лундстрему, давшему на фронте более 140 концертов и часто исполнявшему Чакону Баха) и «Катехон» (символ будущего после Победы, в которую автор, судя по названию, глубоко верит).
Первые две части симфонии включают вокальные партии с текстом. В части «Шахтерам» используются фрагменты произведений Наума Басовского, Виктора Шутова и Алексея Сергунина. Часть «Военным» содержит стихотворение Анны Долгаревой «Стой, Россия», посвященное русским воинам и Александру Шубину («Злому»), погибшему в результате покушения на Захара Прилепина.
Вторая часть, «Военным», произвела в зале сильное, гнетущее впечатление. Эта музыка не требует пояснений. С первых же нот возникает образ удара, осознание того, что прежней жизни уже не будет. Зал замер. Зрители сидели, словно завороженные, лишь слезы текли по лицам. Хор исполнял текст:
Стой, Россия, за мальчиков этих летних,
Мальчиков злых и светлых,
Улыбчивых, полногубых,
Маминых любых,
Тонких, как ветки ветлы.
В музыке и стихах этой части отражены боль и страдания, но одновременно стойкость и отвага воинов, названных «мальчиками этими звонкими, идущими на смерть с глазами ребенка».
Интересное совпадение с Шостаковичем — тональность финала. Алексей Сергунин пояснил, что его симфония завершается в до мажоре, символизирующем «возвращение к истокам, обновление и очищение». Это не плагиат, поскольку символика тональностей существовала задолго до Шостаковича. Еще Бах считал до мажор тональностью радости, устойчивости и «твердости». Таким образом, триумфальное окончание симфонии в до мажоре логично и оправдано как у Шостаковича, так и у Сергунина.
Прием симфонии в Самаре был эмоциональным: публика плакала и аплодировала стоя. Зрители вызывали артистов на поклоны снова и снова, просили исполнить что-то на бис. Неожиданно за дирижерский пульт вместо Сергунина встал Геннадий Саченюк. Только что севший зал снова поднялся, когда зазвучала песня «Священная война».