За период с января по август текущего года нефтегазовые доходы федерального бюджета России снизились на 20,2%, составив 6,03 триллиона рублей, согласно данным Министерства финансов. Это падение является продолжением тенденции, отмеченной ранее: за семь месяцев года снижение составило 18,5%, а в июле — 27% по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года.
Основными факторами, приведшими к сокращению поступлений, стали низкие мировые цены на нефть марки Urals и одновременное укрепление национальной валюты. Несмотря на то, что расчетная долларовая стоимость Urals демонстрировала небольшой рост с майского минимума (достигнув $60,4 за баррель в июле по сравнению с $52,1 в мае), рублевая выручка и, соответственно, налоговые отчисления нефтяных компаний снижались из-за более крепкого курса рубля.
Так, средний курс рубля в июне 2025 года составлял 78,7 рубля за доллар, тогда как годом ранее, в июне 2024-го, он был на уровне 88 рублей за доллар. Такое укрепление рубля значительно уменьшает рублевую стоимость барреля нефти и объем налогов, уплачиваемых экспортерами, что негативно сказывается на бюджетных поступлениях.
Стоит отметить, что июльские поступления, хотя и сократились в годовом выражении, показали рост на 59% относительно июня. Этот прирост был обусловлен не улучшением конъюнктуры, а календарным фактором — уплатой налога на дополнительный доход (НДД), который нефтяные компании выплачивают лишь четыре раза в год. В июле сумма НДД составила 302,2 миллиарда рублей, что превысило общий июльский прирост нефтегазовых доходов относительно июня.
Министерство финансов подчеркивает, что бюджетная система сохраняет устойчивость благодаря механизмам накопления дополнительных нефтегазовых доходов в благоприятные периоды и использованию средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) для компенсации недополученных поступлений. Кроме того, ненефтегазовые доходы федерального бюджета за январь-август, напротив, продемонстрировали рост на 14,3%, достигнув 17,7 триллиона рублей. Поступления от оборотных налогов, включая НДС, увеличились на 6,0%, что соответствует текущим экономическим тенденциям охлаждения внутреннего спроса и инфляции.
Снижение нефтегазовых доходов уже было учтено в июньских поправках к федеральному бюджету на 2025 год. Прогнозные налоговые поступления от добычи и продажи газа были сокращены с 10,9 триллиона до 8,3 триллиона рублей (почти на четверть). Также были скорректированы ожидания по стоимости российской нефти (с $69,7 до $56 за баррель) и курсу рубля (с 96,5 до 94,3 рубля за доллар).
Осенью ожидается еще одна корректировка бюджета, которая может быть существенно затронута потенциальным введением Дональдом Трампом повышенных тарифов для ключевых покупателей российской нефти, таких как Индия и Китай. Эти меры могут повлиять на объемы экспорта и ценовую политику поставок из РФ, создавая дополнительные риски.
В связи с фактическим сокращением поступлений, Минфин не прогнозирует появления дополнительных нефтегазовых доходов в августе. Поэтому с 7 августа по 4 сентября ведомство продолжает продажу валюты по бюджетному правилу, направляя на эти цели 6,2 миллиарда рублей (0,3 миллиарда рублей ежедневно). Эти операции дополняют ежедневные продажи валюты Центральным банком в размере 8,94 миллиарда рублей для зеркалирования операций из ФНБ, в результате чего общий ежедневный объем продаж валюты составляет 9,24 миллиарда рублей.