Эксперимент по улучшению экологической обстановки выходит на национальный уровень
Министерство природных ресурсов и экологии РФ выступило с инициативой по расширению действия федерального проекта «Чистый воздух», предполагающего квотирование выбросов, на территорию всей страны. Это позволит применять механизмы проекта в любых населенных пунктах с острой проблемой загрязнения атмосферы. Субъекты Федерации получат право устанавливать индивидуальные целевые показатели для загрязняющих объектов, а также разрабатывать детальные планы с указанием мероприятий, сроков и источников финансирования. Однако, несмотря на амбициозные планы, существуют опасения относительно эффективности текущей методологии «Чистого воздуха», и представленный законопроект не содержит ясных критериев для регионального введения квот.
Минприроды инициировало изменения в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (№96 от 4 мая 1999 года), целью которых является распространение подхода проекта «Чистый воздух» за пределы ранее определенных наиболее загрязненных городов. Законопроект, опубликованный на regulation.gov.ru, предусматривает создание механизма, позволяющего регионам самостоятельно устанавливать целевые нормативы по сокращению выбросов в атмосферу для конкретных населенных пунктов и территорий. Ожидается, что новые правила вступят в силу 1 сентября 2026 года, если законопроект будет принят.
Федеральный проект «Чистый воздух» был создан для улучшения экологической ситуации и сокращения объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в крупных промышленных городах России, сталкивающихся с серьезными проблемами загрязнения воздуха. Список городов-участников уже неоднократно пересматривался: изначально в него входили 12 ключевых промышленных центров, а с 1 сентября 2023 года к ним добавились ещё 29 городов. Согласно условиям проекта, первые 12 городов должны сократить выбросы минимум на 20% от уровня 2017 года к концу 2026 года, тогда как новые участники обязаны добиться двукратного снижения выбросов от уровня 2020 года к концу 2036 года.
Предложенные Минприроды поправки не только предоставят регионам право на самостоятельное введение квотирования, но и установят унифицированный порядок действий для определения целевых показателей сокращения выбросов. Это позволит субъектам РФ самостоятельно выявлять ключевые загрязняющие вещества и их источники, формировать комплексные стратегии по снижению загрязнения и составлять списки объектов, подлежащих регулированию. Важно отметить, что под источниками выбросов будут пониматься не только индустриальные предприятия, но и объекты коммунального хозяйства, транспортной и социальной инфраструктуры.
Законопроект обязывает предприятия I и II категорий, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), интегрировать целевые показатели по сокращению выбросов в свои комплексные экологические разрешения и декларации о воздействии на окружающую среду. Соответствующая информация будет отражаться в их экологической и производственной отчетности. Разработчики законопроекта подчеркивают, что его принятие не повлечет за собой дополнительных бюджетных расходов, но при этом потребует затрат от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В пояснительной записке к документу указано, что регионы уже обладают полномочиями по установлению целевых показателей и сроков для сокращения выбросов, однако отсутствие единого алгоритма затрудняет их практическое применение. Действующий Федеральный закон №95-ФЗ, регулирующий эксперимент по квотированию, содержит положения временного характера, применимые лишь на период эксперимента и для ограниченного числа городов. Представители Минприроды уточнили, что помимо расширения географического охвата, новый законопроект позволит использовать механизм квотирования в городах, участвующих в федеральном проекте, даже после его официального завершения в 2030 году.
Важно подчеркнуть, что проект «Чистый воздух» ранее подвергался критике из-за частых изменений условий эксперимента, частичного дублирования нормативов, неполноты собираемых данных и недоработок в регулировании. Эксперты выражают опасения, что в случае утверждения предложенных Минприроды поправок, методологические изъяны федерального проекта могут распространиться на все российские города. Например, существующая система квотирования в рамках ФП «Чистый воздух» уже предусматривает различные требования для первых 12 городов-участников и тех, кто присоединился к проекту позднее. Генеральный директор консалтинговой компании ENV Ирина Демина отмечает: «Эти изменения уже в третий раз корректируют подход к регулированию, наделяя субъекты РФ правом самостоятельно устанавливать как целевые показатели, так и сроки их достижения. Таким образом, механизм тиражируется на всю страну с новыми правилами, при этом его эффективность в пилотном режиме так и не была должным образом оценена».
Демина уточняет, что предприятиям I категории НВОС, попадающим под новые целевые показатели, придётся разрабатывать дополнительные планы мероприятий, даже если у них уже есть утверждённые программы повышения экологической эффективности. Им также потребуется расширять производственный экологический контроль на новые виды веществ. Кроме того, порядок определения и проверки целевых показателей будет устанавливаться самими регионами. «Это создаёт риск того, что регионы могут вводить произвольные показатели и сроки, ориентируясь на возможность успешной отчётности, а не на реальное улучшение экологической обстановки», — заключает Ирина Демина.