Повышение платы за коммуналку в 2025 году расценено экспертами как компромисс с реальностью
Согласно обзору Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в 2025 году базовый индекс роста платежей за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в среднем по стране достигнет своего пикового значения за последние десять лет, составив 13,4%.
Несмотря на то что этот показатель почти вдвое превышает прогнозируемый уровень инфляции (по данным Минэкономики — 7,6%), аналитики считают такой рост компромиссным. По их мнению, он направлен на компенсацию отставания в повышении индекса, наблюдавшегося в период с 2020 по 2022 годы.
В ИПЕМ также указывают на факторы, которые могут способствовать замедлению темпов роста тарифов в последующие годы. Это связано с прекращением опережающего удорожания оборудования в сфере ЖКХ. Если в 2022–2023 годах оборудование дорожало быстрее, чем росли тарифы на ЖКУ, то в 2024 году эта тенденция остановилась. Эксперты отмечают, что ожидаемые суммарные значения роста тарифов и инфляции за период с 2015 по 2025 годы окажутся сопоставимыми.
Эксперты ИПЕМ провели анализ тарифной кампании на 2025 год. Напомним, ежегодная индексация платы за ЖКУ в РФ происходит 1 июля (исключением стал 2023 год, когда повышение было досрочным). С 2015 года на федеральном уровне устанавливаются базовые индексы роста для каждого региона, а также допустимые отклонения для муниципалитетов.
В текущем году средневзвешенный базовый индекс достиг 13,4%, что на 3,4 процентного пункта выше показателя предыдущего года. В ИПЕМ подчеркивают, что это максимальное значение за последние десять лет.
На региональном уровне также зафиксирован рост индексов: в 77 субъектах РФ показатель превысил уровень прошлого года, в шести он оказался ниже, а в двух остался без изменений.
Министерство строительства предлагает удвоить нормативы платы для потребителей, у которых отсутствуют приборы учета воды.
Кроме того, анализ ИПЕМ, охвативший 20 крупнейших по численности населения регионов (без учета Москвы и Санкт-Петербурга), выявил случаи, когда муниципалитеты устанавливали итоговые индексы платы сверх пределов, утвержденных правительством, даже с учетом разрешенного отклонения. Подобные случаи зафиксированы в Кемеровской, Московской и Свердловской областях. В 2024 году муниципальные индексы также превышали базовые, но оставались в рамках допустимых отклонений.
Одновременно отмечается усиление дисбалансов в системе тарифного регулирования. Например, во втором полугодии 2024 года вновь начали встречаться случаи внеочередной индексации тарифов в некоторых регионах. Ранее эта практика была более регулярной, но в предыдущем году подобных ситуаций не возникало.
Как следовало из доклада руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максима Шаскольского на недавнем заседании правительства, у утвержденных региональными органами тарифов есть и другая серьезная проблема — их экономическая обоснованность. По его словам, в 2024 году значительно увеличилась сумма экономически необоснованных средств, включенных в тарифы на различные коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, электроэнергия, обращение с твердыми коммунальными отходами — ТКО), установленные региональными регуляторами.
Для сравнения: если в 2020 году по результатам контрольных мероприятий ФАС из тарифов было исключено 2,4 миллиарда рублей необоснованных сумм, то в 2024 году эта цифра достигла 29,2 миллиарда рублей.
Служба приводит примеры снижения тарифов после проверок: в сфере теплоснабжения тарифы были снижены в Архангельской области на 34,2%, в Ингушетии — на 23%, в Дагестане — на 19%; в секторе обращения с ТКО в Камчатском крае — на 29%, на Чукотке — на 25%.