Российское правительство намерено официально отказаться от импортозамещения как главного приоритета в пользу политики технологического развития. Минпромторг подготовил проект преобразования правительственной комиссии по импортозамещению, созданной в 2015 году, в правительственную комиссию по промышленности. Новый орган сосредоточится на поддержке российских компаний и их собственных разработок, вместо попыток копировать иностранные технологии и увеличивать уровень локализации продукции зарубежных производителей. Это решение закрепляет приоритет технологической политики и свидетельствует об исчерпании потенциала простого импортозамещения. После 2022 года удалось заместить часть импорта самостоятельно или с помощью дружественных стран, но для фундаментальной трансформации экономики необходимы механизмы для превращения собственных инноваций в готовую продукцию, что отвечает принципам экономики предложения.
Предложение Минпромторга заключается в замене комиссии по импортозамещению на комиссию по промышленности. Предполагается, что этот руководящий орган изменит свой подход от простого замещения иностранных товаров к созданию высокотехнологичной продукции для развития экономики предложения. Проект постановления правительства, опубликованный на regulation.gov.ru, был разработан Минпромторгом по указанию первого вице-премьера Дениса Мантурова, который, как ожидается, и возглавит новую комиссию.
В министерстве полагают, что полномочия новой комиссии будут включать вопросы снижения избыточных административных препятствий и расходов для промышленных предприятий. Это должно способствовать улучшению системы управления промышленной политикой и достижению технологического лидерства, а также усилить координацию действий различных органов власти в реализации промполитики.
Комиссия по импортозамещению была создана в 2015 году после введения первых санкций, связанных с Крымом. Тогда основной задачей было свести государственные компании с российскими производителями для замещения иностранных комплектующих и оборудования. Однако санкции были относительно мягкими, и заказчикам зачастую было выгоднее находить альтернативные пути поставок, чем инвестировать в более дорогие отечественные разработки с неопределенным качеством. Замена отдельных компонентов в проектах компаний, зависящих от мирового рынка комплектующих, часто требовала пересмотра проектов и технологических процессов, что в итоге обходилось слишком дорого или становилось невыполнимым.
Ситуация кардинально изменилась в 2022 году. В условиях санкционного давления компании, наряду с закупками через дружественные страны, активно занялись реинжинирингом. Правительственная комиссия в ускоренном режиме помогала налаживать контакты между заказчиками и российскими поставщиками. Эти усилия продолжались несколько лет, и к 2025 году потенциал простого импортозамещения, не требующего создания целых отраслей или серьезных научных изысканий, был исчерпан. Для структурной трансформации экономики и увеличения объемов производства необходимы собственная технологическая база, научные разработки и выстраивание полных производственных цепочек от технологии до готовой продукции.
Следовательно, правительственная комиссия по импортозамещению перестала соответствовать задачам новой экономической повестки. В это время правительство активно готовило правовую основу для запуска нового этапа, ключевым элементом которой стал закон «О технологической политике». Теперь регуляторы ориентированы на выявление долгосрочных технологических потребностей экономики, обеспечение всей цепочки от разработки до внедрения технологий с помощью мер поддержки, рыночного финансирования и спроса, включая гарантированные закупки результатов.
Именно новая комиссия возьмет на себя задачу обеспечения технологического лидерства. Ей предстоит координировать процесс удовлетворения потребностей промышленности в необходимой продукции, в том числе путем формирования новой системы поддержки и совершенствования законодательства.
Новый орган будет контролировать эффективность участия государственных монополий и компаний в этом процессе, в частности, их инвестиции в развитие технологий.
Комиссия также займется продвижением российской промышленной продукции на зарубежные рынки, фактически стимулируя экспорт конкурентоспособных товаров. По сравнению с 2022 годом подходы к международному сотрудничеству действительно изменились: усилия по созданию собственной технологической базы в России больше не сводятся к попыткам полностью замкнуть весь процесс внутри страны. На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) Денис Мантуров говорил о формировании «защищенных» кооперационных связей, в том числе в рамках сотрудничества с Индонезией. Потребность не только в бюджетном, но и в иностранном финансировании и спросе свидетельствует о понимании того, что разработка технологий и реализация капиталоемких проектов по выпуску высокотехнологичной продукции в рамках одной страны затруднительны. Также на ПМЭФ первый вице-премьер отметил, что ряду отраслей не требуются прямые бюджетные инвестиции и господдержка; им государство может оказать регуляторную помощь. Эта позиция согласуется с бюджетными ограничениями Минфина, поскольку средств на новые масштабные инициативы в казне недостаточно. Тем не менее, в новой комиссии по промышленности планируется создать подкомиссию по координации закупок, а также координационные советы по импортозамещению в сферах нефтегазового оборудования, химической и нефтегазохимической продукции, и при необходимости — по другим отраслям.
В настоящее время в комиссии по импортозамещению действуют две подкомиссии: по гражданским отраслям и по отраслям оборонно-промышленного комплекса. Такая структура также потеряла свою актуальность. С 2022 года предприятия ВПК значительно увеличили выпуск военной продукции, что стимулировало производство в связанных гражданских отраслях и способствовало росту экономики. На ПМЭФ президент даже заявил о ненужности разделения гражданских и военных отраслей. Смысл этого высказывания в том, что ключевой вопрос для обеих сфер — это технологическое обеспечение, однако это создает вызов, связанный с распространением в промышленности технологий двойного назначения, контроль за которыми, вероятно, также станет задачей нового правительственного органа.