В Третьяковской галерее на Кадашевской набережной стартовала масштабная ретроспективная выставка работ Александра Дейнеки под названием «Гимн жизни». Эта подробная экспозиция открылась вскоре после выставки его современника Ильи Машкова в том же здании. На ней представлен многогранный талант Дейнеки — известного мастера плаката и монументальной живописи, а также театрального художника и дизайнера. Экспозиция охватывает как хорошо известные, так и менее знакомые широкой публике работы художника.
Выставка приносит в Москву, где лето не балует теплом, компенсацию в виде яркого солнечного света. Более двухсот произведений из собраний Третьяковки и Курской государственной картинной галереи имени Дейнеки создают радостную и энергичную атмосферу.
Хотя на выставке не так много знаменитых плакатов Дейнеки (но парашютисты с плафона «Маяковской» присутствуют), акцент сделан на его менее известные стороны: графику для театра и детских журналов, изображения спортсменов и элегантных женщин, сцены из повседневной жизни, а также дизайнерские работы. Кураторы подчеркивают жизнелюбие художника и его способность видеть радость в мире.
Дейнека и театр
Будущий художник провел всего год в Харьковском художественном училище, после чего занимался фотографией, преподаванием и оформлением агитпоездов. Примерно в это время он начал работать с театрами, приняв участие в конкурсе эскизов для Курского драматического театра. На выставке представлены его эскизы костюмов (отмечен образ Черта) и декораций. Оформляя постановки, Дейнека не был простым исполнителем, как он сам иронично писал: «Насаждаю на курских ухабах ярый кубизм», контрастируя модные «-измы» с провинциальной реальностью.
Дейнека и спорт
Раздел, посвященный спорту, несомненно мотивирует задуматься о физической активности. В работах Дейнеки столько красоты, жизненной силы и устремления! Особой популярностью пользуется картина «Футболист». Здесь же можно увидеть Дейнеку-скульптора, мастерски работающего с медью, оживляющего своих героев, несмотря на статичность формы.
Дейнека и (утраченный) город
Художник изображал не только спорт, но и городскую жизнь, в частности Москву. В работе «Эстафета» важна не только динамика и красота спортсменов, но и фон — меняющийся архитектурный облик столицы. Эскиз плафона «Переход лыжниц-буряток от Улан-Удэ до Москвы» для павильона «Дальний Восток» на ВСХВ показывает его умение передавать движение и силу духа спортсменок, преодолевших огромную дистанцию. К сожалению, сама роспись была утрачена при перестройке павильона после войны. Похожая участь постигла фреску «Танец», созданную по эскизу Дейнеки для Звукового кинотеатра в Парке культуры — здание и фрески были разрушены бомбой в 1942 году. Сегодня только эскизы позволяют нам познакомиться с этими работами.
Дейнека и дом
После динамичных и солнечных спортивных сюжетов, раздел о доме открывает другого Дейнеку — теплого, уютного, любящего. Здесь вместо целеустремленных атлетов предстает семейная атмосфера, например, картина «Мать и сестра» на ступенях их дома в Курске, а также родные пейзажи, наполненные спокойствием.
Дейнека и дети
В этом разделе можно увидеть трогательные бытовые сцены, такие как «Спящий ребенок с васильками», где малыш мирно спит рядом с ярким букетом. Также представлены эскизы иллюстраций для детских книг (к примеру, для «Электромонтера» Б. Уральского) и детских журналов. Особо выделяется иллюстрация «Девочка у окна» к книге Асеева «Кутерьма». Здесь героиня — не типичная для Дейнеки фигура спортсменки или трудящейся, а просто маленькая девочка, созерцающая темноту за окном после отключения света, что символизирует замершую жизнь города по сюжету произведения.
Дейнека и люди
Простая девочка контрастирует с более частыми героями мастера — трудящимися: строительницами, доярками, сталеварами, инженерами. Эти ударно работающие люди изображены как создатели нового мира Советской страны. Другой разительный контраст — работа «В оккупации» (1944 год). В ней отсутствуют привычные для Дейнеки элементы: пейзажный фон, движение, ощущение свободы. Вместо этого — теснота толпы и, главное, выражения лиц, передающие скорбь, муку, отчаяние, боль, обреченность, но одновременно мужество, стойкость, борьбу и надежду.
Дейнека и красота
Очевидно, что художник был влюблен в людей и красоту мира. Завершающие разделы экспозиции посвящены этой любви — к естественной красоте женщин, прекрасным натурщицам, цветам в вазах, а также красоте городов, которые Дейнека посещал (Париж, Вашингтон, Рим). Выставка также затрагивает дизайнерские работы Дейнеки, подтверждая его стремление «украшать повседневную жизнь». Как заметила одна из посетительниц: «О, и даже дизайнером был! Ну!»