На Арбате открылось новое выставочное пространство Вахтанговского театра
22 сентября в Москве состоялось торжественное открытие уникального выставочного пространства Театра имени Вахтангова. Музей, разместившийся на четвёртом этаже исторического здания на Арбате, предлагает посетителям погружение в многовековую историю театра, начиная от стрелецких казарм XVI века, когда-то располагавшихся на этом месте, и до современности. Корреспондент «МК» стал одним из первых, кто ознакомился с экспозицией, насыщенной артефактами и передовыми мультимедийными технологиями.
Проект, получивший название «Гений места», является беспрецедентным и основан на своеобразном символизме числа тринадцать, которое вахтанговцы считают счастливым. В первом, классическом зале, оформленном витринами, вниманию публики представлены портреты и истории именно тринадцати выдающихся режиссеров. Почётное место у входа занимает основоположник театра — Евгений Вахтангов.
Экспозиция включает имена таких мэтров, как Захава, Мейерхольд, Алексей Попов, Александра Ремизова (единственная женщина в этой плеяде), Николай Акимов, Николай Охлопков, Рубен Симонов, Евгений Симонов, Роман Виктюк, Петр Фоменко, Юрий Любимов и Римас Туминас. Расположение витрин не строго хронологическое, а скорее интуитивное, сложившееся органично. Например, близость экспонатов Фоменко и Акимова не случайна: для знатоков это отсылка к ранним работам Фоменко в Ленинградском театре комедии, возглавляемом Акимовым. Таким образом, чем глубже познания посетителя, тем больше нюансов и взаимосвязей он сможет обнаружить в этой экспозиции.
Подобных театральных музеев в России немного, но проект Вахтанговского театра отличается особой инновационностью: вместо традиционного экскурсовода здесь выступает искусственный интеллект, а экспонаты обретают «голос» благодаря записям известных актёров. Это становится очевидным, когда посетители переходят из зала, посвящённого личностям через их вещи, в помещение с необычным вращающимся диваном. На него приглашают группы строго по тринадцать человек.
В центре этой «мягкой карусели» возвышается старинная статуя, которая, по словам директора Кирилла Крока, принадлежала прежнему владельцу театрального особняка Берга. Именно она и становится виртуальным гидом. Окружающие стены превращаются в панорамный экран, транслирующий объёмный видеоролик, подобный планетарию. Он переносит зрителей в прошлое, начиная с истории стрелецких казарм XVI века, некогда располагавшихся на месте нынешнего здания. Затем стены раздвигаются, открывая за собой экспонаты, которые продолжают повествование. О послевоенном периоде, например, рассказывает осколок фугасной бомбы с немецким акцентом – напоминание о трагической ночи 23-24 июля 1941 года, когда бомбардировка унесла жизни двух актёров и сотрудника театра.
Музей богат подлинными артефактами: среди них — настоящее ружье из спектакля «Человек с ружьем» 1937 года, в котором Борис Щукин создал хрестоматийный образ Ленина. Здесь же представлены советские ордена, врученные театру и считавшиеся утраченными в 90-е годы, но затем обнаруженные замурованными в стенах. Кроме того, экспозиция включает множество документов, части элементов здания и театральных декораций, костюмы, а также личные вещи выдающихся режиссеров и популярных актёров.
Примечателен и подлинный осколок немецкой бомбы, найденный на месте разрушенного театра, который оставался в руинах до 1947 года.
Среди последних поступлений в музейное собрание, вероятно, значатся рабочие записи Римаса Туминаса. Для коллег он, будучи тем, кто вдохнул новую жизнь в Вахтанговский театр в начале 2000-х, по-прежнему остаётся Мастером с большой буквы – «самым русским литовским режиссёром».
В завершение стоит отметить главный парадокс проекта «Гений места». По мнению автора, наиболее символичными и значимыми экспонатами, представленными в день открытия, оказались небольшие обрывки бумаги. В 1941 году, когда страна была охвачена войной, а театр находился в эвакуации в Омске, каждая крупица бумаги и типографской краски была на строгом учёте. Тем не менее, выпускались крошечные, размером с трамвайный билет, билеты на спектакли. Это подчёркивает непреходящую роль искусства, которое всегда, даже в самых тяжёлых условиях, служит источником вдохновения и символом победы – как в прошлом, так и в настоящем.