Венецианский лев с площади Сан-Марко имеет китайское происхождение
Недавнее научное исследование выдвигает гипотезу о том, что прославленная статуя венецианского льва на площади Сан-Марко частично имеет китайское происхождение. Изотопный анализ медной руды показал, что она была добыта в районе реки Янцзы, что указывает на возможность того, что нынешний символ Венеции изначально был переделанной скульптурой стража гробницы времен династии Тан.
На протяжении столетий величественная бронзовая статуя крылатого льва на одной из гранитных колонн площади Сан-Марко в Венеции служит безмолвным стражем города. Издание The Guardian сообщает, что теперь итальянские исследователи представили доказательства китайского происхождения этой культовой скульптуры.
Итальянские ученые обнаружили свидетельства того, что культовая фигура была, как минимум, частично изготовлена в Китае. Есть предположение, что она могла прибыть в Венецию по Великому шелковому пути, привезенная отцом и дядей знаменитого путешественника Марко Поло.
В рамках нового исследования, готовящегося к публикации в журнале Antiquity, эксперты из Университета Падуи установили, что медь для создания венецианского крылатого льва была добыта в низовьях реки Янцзы в Китае.
Детальный изотопный анализ свинца, проведенный на образцах статуи, убедительно показал, что сырье для ее изготовления было получено из месторождений в юго-восточной части Китая, в нижнем течении Янцзы. Ученые подчеркивают, что «изотопы свинца являются надежным индикатором происхождения металлов и их рудных месторождений».
Кроме того, исследование выявило значительное сходство льва с образцами гробничных стражей (чжэньмушу) периода империи Тан (618-907 гг. н.э.) в Китае.
Выдвигается гипотеза, что статуя целиком могла быть доставлена в Венецию после того, как Никколо и Маффео Поло увидели ее при дворе монголов в Ханбалыке (ныне Пекин). После прибытия в Венецию, вероятнее всего, скульптура была адаптирована и доработана, чтобы приобрести облик крылатого льва Святого Марка, символа республики.
Визуальный анализ подтвердил, что ранее у статуи присутствовали рога, что делает ее крайне похожей на чжэньмушу — львов-хранителей, призванных отгонять злых духов от гробниц в эпоху династии Тан. Предполагается, что впоследствии рога были удалены, а уши изменены, чтобы придать скульптуре более привычный вид льва Святого Марка.
Этот знаковый символ повсеместно встречается в Венеции: он украшает фасады зданий, изображен на монетах и даже служит эмблемой главной награды Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва».
Тем не менее, как отмечает The Guardian, многие детали истории статуи остаются неясными. Соавтор исследования, Массимо Видале, признает: «Мы не знаем точной даты прибытия скульптуры в Венецию, места и авторов ее переделки, а также момента установки на колонне, где она стоит по сей день». Ученые подчеркивают, что их работа раскрывает обширные географические связи Венецианской республики, являвшейся одной из ведущих торговых держав средневековой Европы, и тесную взаимосвязанность тогдашнего мира.
До недавнего времени считалось, что скульптура происходит из Месопотамии (современный Ирак), древней Персии или Древней Греции.
«Венеция всегда была городом тайн, но одна из них теперь раскрыта: лев Святого Марка имеет китайские корни и прибыл сюда по Великому шелковому пути», — подводит итог Массимо Видале.