Всероссийский театральный смотр в Барнауле завершил свою работу

Новости культуры

Размышления о советском детстве, родительских ожиданиях и тоннелях памяти на сцене

В Барнауле завершился Шестой Всероссийский молодежный театральный фестиваль имени В.С. Золотухина. В течение всей недели на различных городских площадках театры из больших и малых городов России, в основном Сибири, представляли свои постановки — как премьеры, так и спектакли последних сезонов. Обозреватель, входивший в состав жюри этого театрального события, получил возможность оценить текущий уровень театрального искусства в стране.

Советское детство, родительские амбиции, тоннели памяти
Спектакль «Фабрика по изготовлению Вундеркиндов» (Алтайский театр для Детей и молодежи). Фото: Пресс-служба театра

Наследие Валерия Золотухина

Фестиваль носит имя выдающегося актера не только потому, что он был уроженцем Алтая, из далекого села Быстрый Исток. Валерий Золотухин имел прямое отношение к театру для детей и молодежи: с 2003 по 2013 годы он был его художественным руководителем, а в 2011 году открывал здание театра после капитального ремонта. На этой же сцене он играл в спектаклях, и одной из его последних работ стала роль судьи в постановке «С любимыми не расставайтесь». Он также успел набрать два целевых актерских курса в Алтайском государственном институте культуры, которые впоследствии пополняли труппы театров региона. К сожалению, Валерий Сергеевич не дожил до открытия первого фестиваля, инициированного театром, теперь носящим его имя.

География и темы фестиваля

Нынешний фестиваль стал шестым по счету. Несмотря на всероссийский статус, в этом году программа сложилась таким образом, что большинство участников представляли Сибирский регион: Кемерово, Новосибирск, Омск, Тара. Что особенно важно, в числе участников были не только театры крупных городов, но и коллективы из небольших населенных пунктов, где театральная жизнь гораздо сложнее и менее обеспечена ресурсами, чем в больших центрах, что обычно не способствует развитию искусства.

Спектакль «Фабрика по изготовлению Вундеркиндов» (Алтайский театр для Детей и молодежи). Фото: Пресс-служба театра

Тем не менее, такие театры часто становятся ключевыми культурными центрами для своих городов и демонстрируют художественные амбиции, сравнимые с амбициями коллег из крупных региональных и даже столичных центров. Например, в небольшом городе Тара (население около 27 000 человек) Омской области много лет успешно работает Северный театр имени М.А. Ульянова, где родился будущий знаменитый актер. Этот театр привез на Алтай постановку на весьма актуальную для современного общества тему — шутинга (массовой стрельбы). Спектакль «Годовые кольца моих костей» по повести Елены Щетининой посвящен именно этому явлению. Подросток, скрывающийся на чердаке, явно находится в нестабильном состоянии и готовится расстрелять невинных людей, а затем покончить с собой. Встреча с духом умершего человека, возможно, способна предотвратить трагедию.

Спектакль «Фабрика по изготовлению Вундеркиндов» (Алтайский театр для Детей и молодежи). Фото: Пресс-служба театра

Режиссер и художественный руководитель Северного театра Константин Рехтин построил диалог героев, обращенный к памяти разных поколений — советского и постсоветского. «У тебя был велосипед «Орленок»? И вообще, что было у тебя в детстве?» — спрашивает бывший советский пионер у современного подростка, задумавшего преступление. В спектакле, достаточно коротком по времени, главное внимание уделяется не ностальгии по утраченной стране с её социальными гарантиями, а правдивому рассказу взрослого мужчины о своем детстве в различных обстоятельствах. Это опыт, через который проходили многие поколения нашей страны. Или не проходили, расплачиваясь за свою слабость, бесхарактерность, компромиссы и предательства всю оставшуюся жизнь. Интересно, что этот спектакль был поставлен в Таре за два месяца до трагических событий в казанской гимназии, где бывший ученик Ильназ Галявиев расстрелял детей и взрослых, убив 9 и ранив 24 человека.

Спектакль «Фабрика по изготовлению Вундеркиндов» (Алтайский театр для Детей и молодежи). Фото: Пресс-служба театра

Судя по всему, режиссеров и актеров из малых городов не пугают ни острые темы, ни большая сцена. Например, труппы из Лысьвы (58 000 жителей) и Кудымкара (28 000 жителей) успешно играли свои постановки на большой сцене. Оба театра представили спектакли крупной формы: Лысьвенская драма имени А.А. Савина — «Космос» по рассказам великого алтайского писателя Василия Макаровича Шукшина, а Коми-Пермяцкий драмтеатр имени Горького — пьесу Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Оба спектакля объединяет имя режиссера Андрея Шляпина, который, судя по представленным работам, мастерски работает с литературным и драматургическим материалом, а также умеет направлять актеров. Это было подтверждено дипломом за роль второго плана, который получил Андрей Тихомиров из Лысьвенского театра. Однако режиссер двух постановок почему-то проявляет особую привязанность к натуральному дереву. Оно используется не только как основной материал для декораций, но и как выразительное средство. В обеих постановках артисты постоянно носили доски и в моменты наивысшего напряжения в сердцах швыряли их. Это не вызывало проблем для мужчин, работавших с полутораметровыми и более длинными досками, но женщинам, по их признаниям на обсуждениях спектаклей, для выполнения такой задачи приходилось усиленно тренироваться. Цель такого приема осталась не совсем ясной, да и сцену Алтайского театра, только что отремонтированную, было откровенно жалко.

Молодежные спектакли и их решения

Молодежные коллективы продемонстрировали разнообразные подходы к темам взросления и проблемам подростков, используя различные жанры. В этой категории можно выделить четыре спектакля: «Воспитанный призраками» (реж. Тимур Кулов) из Прокопьевска, «Мальчики не плачут» (реж. Ирина Латынникова) Кемеровского театра, «Манолито Очкарик» Омского областного театра юных зрителей (Анастасия Старцева) и «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» (реж. Екатерина Корабельник) от хозяев фестиваля. Последний ярко и остроумно рассказал печальную, но вечную историю нашего времени — о завышенных амбициях и ожиданиях родителей, и о том, чем они заканчиваются. Когда у четырехлетней девочки Ани обнаружился абсолютный слух, её мама, концертмейстер, видит в дочери будущую звезду, но делает всё, чтобы ребенок возненавидел фортепиано и музыку. Кто в детстве не сталкивался с подобным «музыкальным террором»?

«Фабрика…» была отмечена трижды: двумя дипломами за актерские работы и одним за режиссуру с формулировкой «За оригинальное раскрытие темы взросления». Оригинальность заключалась в отсутствии дидактики и мрачной безысходности, а также в изобретательности постановки и азартной, точной игре актерского ансамбля, что делает этот спектакль особенно актуальным для взрослых.

Спектакль « Манолито очкарик» (Челябинск). Фото: Пресс-лужба театра

Такую же актуальность демонстрирует и спектакль «Мальчики не плачут» Кемеровского театра для детей и молодежи, выполненный в стилистике компьютерной игры «Майнкрафт». Или моноспектакль «Манолито Очкарик», поставленный по популярной книге Эльвиры Линдо. Кстати, все упомянутые спектакли объединяют интересные художественные решения: центром постановки о девочке-вундеркинде становится огромный мягкий диван, который одновременно служит пианино, причалом, музыкальной школой, однокомнатной квартирой и местом встречи трех великих композиторов — Моцарта, Паганини и Рахманинова. А в «Манолито Очкарике» партнерами актера Кирилла Фрица стали плоскостные куклы.

Гран-при и постановки для взрослых

Жюри фестиваля под председательством актера и главного режиссера Московского театра «Человек» Владимира Скворцова (в составе жюри также были Начальник Управления по продвижению проектов в области культуры Департамента культуры Москвы Татьяна Цветкова, драматург Ольга Никифорова, критик Алена Карцева и обозреватель) единодушно присудило Гран-при спектаклю большой формы «Деревья растут для всех» Молодежного театра из Челябинска. Сдержанная, суровая проза Виктора Астафьева в постановке уже известного режиссера Ивана Пачина предстала как яркие, просветленные картины детства, даже если это детство было лишено излишеств. У героя рассказа, мальчика Вити, пределом мечтаний были лишь новые штаны, которые ему шила бабушка, воспитывающая внука одна. Но мастерство Пачина в том, что он умеет из различных деталей создать целый мир маленького человека, который, лишь повзрослев, осознает истинную ценность этого мира — увы, безвозвратную.

Спектакль « Манолито очкарик» (Челябинск). Фото: Пресс-лужба театра

В афише молодежного смотра также было несколько спектаклей для взрослых: «Олеся» Новосибирского театра «Глобус» (реж. Сергей Захарин), «Яга» Алтайского театра имени Золотухина (Дарья Догадова) и безусловный лидер — «Авиатор», представленный другим алтайским театром — Краевой драмой имени В.М. Шукшина. Метафоричность романа Алексея Водолазкина, кажется, полностью соответствует режиссерскому и сценографическому решению. Артем Терехин, два года назад ставший главным режиссером театра, и художник Екатерина Угленко создали на сцене не просто пространство, а тоннель памяти, поражающий своей перспективой, в котором визуально и по смыслу пересекаются времена и события, герои в разные периоды жизни. Разматывается клубок судеб, в котором порой так непросто найти концы. «Авиатор» получил три номинации: лучшая мужская роль, лучшая режиссерская работа и сценография.

Закрывал фестиваль гость из Санкт-Петербурга — великолепный мюзикл «Обыкновенное чудо» ТЮЗа имени Брянцева.

Автор: Марина Райкина

Артём Синицын
Артём Синицын

Артём Синицын — петербуржец, мастер слова и любитель анализа. Живёт в Северной столице, освещает экономику и культуру. Его тексты — это смесь данных и ярких деталей о финансах или выставках. Обожает прогулки по музеям и дискуссии о трендах.

Свежий обзор мировых событий