В здании Третьяковской галереи на Кадашевской набережной открылась масштабная ретроспективная выставка, посвященная творчеству Ильи Машкова. Экспозиция под названием «Илья Машков. Авангард. Китч. Классика» объединяет более 200 его произведений и представляет собой настоящий парад живописи, охватывающий весь творческий путь художника.
Организация пространства выставки позволяет посетителям одновременно охватить взглядом несколько произведений, что отражает кураторскую идею показать развитие художника. Работы размещены не строго хронологически, а скорее по сюжетам, мотивам и эволюции образов, демонстрируя истоки творчества Машкова и его дальнейшее развитие. Например, в начале экспозиции представлены изображения натурщиц, показывающие трансформацию его подхода к этому сюжету.
Примечательно, как Машков работает с фоном и цветом. Например, в одной из композиций натурщица представлена на фоне своеобразной архаичной скульптуры. Художник, будучи учеником Коровина и Серова, мастерски использует теплые и холодные тона для создания объема. Ранние графические работы Машкова, представленные в другом разделе выставки, демонстрируют его академическую базу и приверженность классическим традициям на начальном этапе.
Среди наиболее известных работ — «Дама с китаянкой. Портрет Е.И.Киркальди». Эта картина представляет собой своего рода оптическую иллюзию: кажется, что персонажи находятся в едином пространстве, хотя на самом деле модель позировала на фоне расписной ширмы. Машков мастерски скрывает этот эффект. Рядом можно увидеть портрет коллекционера Ефрема Курлянда, где поражает смелость цветовых решений, особенно в изображении кожи, где художник использует необычные для реалистичной передачи цвета, такие как зеленый или розовый, не смешивая их, хотя позднее он откажется от этого приема.
Важной частью жизни Машкова было преподавание. Он разработал уникальную методику, призывая студентов «слышать» форму и искать цветовые решения, соответствующие «звучанию» предмета. Сам художник применял этот подход в своем творчестве, например, в «Натюрморте с самоваром», где изображенный предмет кажется наполненным звуком.
Специально к выставке Третьяковская галерея представила публике работы из своих фондов, которые ранее не экспонировались, включая одну из версий «Натурщиц». Эти произведения впервые показаны широкой публике и экспонируются рядом с одноименными работами из собрания Русского музея, позволяя сравнить разные подходы художника к одной теме. В графическом разделе также представлены ранее не выставлявшиеся произведения.
Выставка предлагает зрителю своего рода «квесты», например, найти автопортрет Машкова в натюрморте «Натюрморт с грибами». Он спрятан в отражении зеркального шара на столе. Интересно рассматривать работы, созданные в мастерской художника, где одни и те же предметы (лакированный стол, фламандские фигурки) появляются в разных натюрмортах, но изображены с различных ракурсов и масштабов, создавая свои загадки. На одном из таких натюрмортов можно увидеть пример того, что кураторы назвали «китчем» — изображение обыденного огурца среди изысканных предметов, что для современников Машкова было весьма провокационным и непривычным. Как отметила гид, художник не стеснялся таких приемов.
Для широкой публики выставка станет открытием благодаря невероятному разнообразию стилей и сюжетов в творчестве Машкова. Те же, кто уже знаком с его работами, смогут увидеть, как менялся художник со временем и к каким излюбленным приемам он возвращался на разных этапах своего пути. Эта идея подчеркивается парным расположением некоторых работ, созданных с большим временным интервалом.
Отдельный раздел посвящен работам 1930-х годов, где представлен «советский» Машков с его изображениями трудящихся женщин. Среди них выделяются хрестоматийные образы, такие как «Девушка с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой» и «Пионервожатая». С последней связана драматическая история: картина была похищена во время Великой Отечественной войны, но впоследствии возвращена на родину благодаря усилиям Красной Армии.
Завершающий этап творчества Машкова снова отмечен возвращением к натюрморту. В этих поздних работах видно изменение техники: художник использует мелкий мазок и порой обращается к непривычным, даже причудливым формам, как, например, в изображении клубники. Кажется, что каждому объекту он уделяет максимум внимания, и в этой дотошности прослеживается тяготение к классическим принципам.