Выставка «Поймать» Льва Толстого открылась на кинофестивале «Окно в Европу»

Новости культуры

Экспозиция посвящена первому знакомству великого писателя с миром кино, фотографии и звукозаписи.

На кинофестивале «Окно в Европу», проходящем в Выборге, стартовала особая выставка «„Поймать“ Льва Толстого. Фотокамера. Фонограф. Синематограф». Её организатором выступил Московский государственный музей Льва Толстого, и расположилась она в выставочном центре «Эрмитаж-Выборг».

Достоевский на премьере «Великанцев»
Достоевский на премьере фильма «Великанцы». Фото: Светлана Хохрякова

Открытие экспозиции состоялось при участии праправнука писателя, Владимира Толстого. Он отметил, что Лев Николаевич с определённой неохотой относился к появлению кинематографа, видя в нём угрозу своей приватности и возрастающей популярности, которая делала его более уязвимым. Писатель нередко сталкивался с попытками запечатлеть его на камеру из засад, говоря: «Бросьте это дело и избавьте меня от этих фонографов и кинематографов. Мне это ужасно неприятно, и я решительно не соглашаюсь позировать и говорить». Тем не менее, его окружение осознавало важность сохранения образа Толстого для будущих поколений. Сам Толстой, несмотря на первоначальное отторжение, в итоге признал потенциал кино в фиксации важнейших моментов бытия, вспоминая, как ему не довелось запомнить собственную мать, но её образ остался в его памяти как ангельский.

Центральной идеей выставки стало воссоздание атмосферы первой встречи Льва Толстого с кинематографом и демонстрация киносеансов того времени. Среди экспонатов — первый дагерротип писателя, датируемый 1849 годом, первая фотография на бумаге 1856 года, стереоскопические изображения и единственный сохранившийся цветной снимок. Особое место занимает фонограф начала XX века (американского производства), подаренный Толстому изобретателем Эдисоном, благодаря которому удалось сохранить голос писателя. На большом экране демонстрируются уникальные кадры, снятые Дранковым в Ясной Поляне в 1908 году, незадолго до 80-летнего юбилея Толстого.

Программа «Лев Толстой и кино» и анимационные показы

В рамках кинофестиваля также проходит специальная программа под названием «Лев Толстой и кино», включающая преимущественно документальные фильмы о писателе, а также фрагменты сериала «Тайны Карениной», основанного на «Подлинной истории Анны Карениной» Павла Басинского.

В конкурсе анимационных фильмов, который считается одной из наиболее сильных секций фестиваля, зрителям представили пластилиновую экранизацию произведения Толстого «Старый дед и внучек», созданную Михаилом Горобчуком.

Кадр из фильма «Старый дед и внучек»
Кадр из анимационного фильма «Старый дед и внучек». Фото: Светлана Хохрякова

Михаил Горобчуков, выпускник операторского факультета ВГИКа, известен как режиссёр документального кино, чьи работы отмечены престижными наградами. Анимацию он называет своим хобби. «Мультфильмы я делаю в одиночку, не спешу, поэтому производство длится долго», — делится он.

Работа над мультфильмом «Старый дед и внучек» заняла девять лет, и он является второй частью задуманной Горобчуковым трилогии о взаимоотношениях отцов и детей. Первая часть, «Кукушка», была показана на Выборгском фестивале в 2014 году. Завершить трилогию планируется фильмом под названием «Сердце матери».

Сюжет «Старого деда и внучка» повествует о пожилом дедушке, живущем в доме сына. Невестка постоянно упрекает его, устав от необходимости убирать за ним, так как дед часто проносит ложку мимо рта, оставляя беспорядок. Однако, как гласит народная мудрость, плохое отношение к старшим может обернуться наказанием через детей. Внук, наблюдая за этим, начинает мастерить корыто, объясняя, что оно предназначено для кормления его собственных родителей, когда они состарятся. Это заставляет сына и невестку переосмыслить своё поведение и прекратить обижать деда.

Михаил признаётся, что наиболее сложными для создания были сцены, где невестка стирает и расстилает скатерть. Однако именно эти моменты оказываются самыми впечатляющими благодаря мастерству аниматора: пластилиновые вода, пена и ткань выглядят невероятно живыми и динамичными.

«Великанцы» Юрия Мокиенко: Достоевский среди нас

На премьере документального фильма Юрия Мокиенко «Великанцы» появилось необычное зрелище: в зале присутствовал гигантский образ Достоевского, фигура которого возвышалась над зрителями. В ответ на вопрос «что вы тут делаете, Федор Михайлович?» сопровождающий «писателя» ответил: «Этот фильм про нас и близких к нам персонажей».

Главными героями фильма «Великанцы» стал театр «Кукольный формат», известный своими гигантскими куклами русских писателей. Эти внушительные фигуры Пушкина, Гоголя и Достоевского не только шествуют по городским улицам, но и покоряют горные вершины. Интересно, что Достоевского среди них узнают реже всего. В одной из сцен фильма женщина пытается угадать, кто перед ней, перебирая разные имена и даже называя Чайковского. Подобные курьёзные ситуации часто возникают и во время реальных уличных представлений.

Юрий Мокиенко, сам являясь представителем очень активной и талантливой семьи, занимающейся кинопроизводством, в своём новом фильме поведал о группе неординарных и одарённых энтузиастов, создающих эти монументальные куклы русских классиков. Многие из героев документальных фильмов Мокиенко прибыли в Выборг на премьеру: среди них были учителя, коллекционер фисгармоний, представители самых разнообразных и необычных профессий, но, что особенно важно, — просто яркие, интересные личности, готовые свернуть горы ради своих невероятных и общественно значимых начинаний, несмотря на отсутствие внешней поддержки.

Автор: Светлана Хохрякова

Артём Синицын
Артём Синицын

Артём Синицын — петербуржец, мастер слова и любитель анализа. Живёт в Северной столице, освещает экономику и культуру. Его тексты — это смесь данных и ярких деталей о финансах или выставках. Обожает прогулки по музеям и дискуссии о трендах.

Свежий обзор мировых событий