Среди гостей вернисажа были Татьяна Юмашева и Елена Ростропович
В одном из пространств Ельцин Центра, расположенном в усадьбе Долгоруковых-Бобринских, открылась экспозиция документальных снимков Юрия Феклистова «Кадровый голод», охватывающая период 80-90-х годов. Выставка является частью цикла, посвященного знаковым российским фотографам, запечатлевшим конец 20-го века. На открытии присутствовали известные личности, такие как Елена Ростропович, Татьяна и Валентин Юмашевы, драматург Александр Гельман, телеведущая Яна Чурикова, а также фотограф Юрий Рост. Появление некоторых стало приятным сюрпризом, подтверждая талант Феклистова объединять самых разных людей.
Работы той поры поражают свободой, энергией и принципиально новым качеством, поскольку снимались на ранее недоступной аппаратуре. У входа на экспозицию посетители могли взять старые выпуски журнала «Огонек» 90-х годов, которые разошлись очень быстро. Именно с этим изданием, ставшим символом перестройки, Юрий Феклистов начинал свою карьеру в конце 80-х, хотя затем сотрудничал с разными медиа. «Огонек» того времени оставил неизгладимый след в истории отечественной журналистики.
Интересно, что фотографировать Юрий Феклистов начал еще в пионерском лагере «Огонек». Затем он серьезно занимался фотографией во Дворце пионеров. В 1984 году окончил ВГИК, получив профессиональное образование. Хотя оператором он не работал, но постоянно фиксировал процесс создания кино на съемочной площадке.
Феклистов известен как мастер репортажной съемки. Некоторые его кадры стали поистине хрестоматийными. Часто их узнают, но не всегда помнят имя автора – эти фотографии, подобно народной песне, ушли в массы.
Один из наиболее узнаваемых снимков Феклистова, представленных на выставке, был сделан в Белом доме во время событий августа 1991 года. На нем запечатлен выдающийся виолончелист Мстислав Ростропович с оружием, а на его плече спит молодой человек, личность которого тогда не была известна. Интересно, что спустя десятилетия этот парень пришел на открытие выставки. Среди гостей также была младшая дочь Мстислава Ростроповича, Елена, которая специально приехала из Швейцарии. Она сейчас вместе с продюсером Натальей Ивановой работает над документальной картиной о своем знаменитом отце.
Выставку посетила и Татьяна Юмашева, дочь Бориса Ельцина, в сопровождении мужа Валентина. Феклистов много снимал семью Ельциных и создал множество портретов Бориса Николаевича. Один из снимков запечатлел исторический момент его выхода из Коммунистической партии Советского Союза 12 июля 1990 года в ходе XXVIII съезда КПСС во Дворце съездов.
Экспозиция ярко передает атмосферу переменчивых 80-90-х годов в стране: фотографии очередей (например, за водкой в Иркутске, у мясного прилавка в Новомосковске), портреты знаковых фигур. Среди них — Андрей Сахаров и Елена Боннэр в Доме кино в 1988 году. Автор будто предвидит судьбу этого места, ведь вскоре от знаменитого кинодома почти ничего не останется, а на его месте, как символично запечатлел Феклистов, появится новое строение, возведенное Никитой Михалковым. Фотографии становятся важным свидетельством уходящей эпохи.
Множество снимков посвящено зарубежным знаменитостям, посещавшим Москву в те годы. Среди них — Майкл Джексон, запечатленный в обычных городских сценах: в московском магазине он рассматривает витрину с часами, идет с целым отрядом людей в форме в районе Теплый Стан. Есть фотографии группы The Rolling Stones на фоне собора Василия Блаженного, фотомодели Клаудии Шиффер, певицы Патрисии Каас. Королева Великобритании Елизавета II — на Красной площади в 1994 году. Президент США Билл Клинтон зимой 1993-го в центре российской столицы. Принцесса Диана летом 1995-го выходит из автомобиля, чтобы посетить Большой театр.
Интересен кадр с американским актером Ричардом Гиром, посетившим Нижний Новгород в рамках Московского кинофестиваля. Туда кинематографистов возил Никита Михалков для посещения Макарьевского монастыря. На снимке Гир изображен в окружении милиционеров, создающих вокруг него своеобразный «хоровод».
Эльдар Рязанов снят с оператором Павлом Лебешевым на фоне Храма Христа Спасителя. Там в 1996 году проходили съемки его фильма «Привет, дуралеи!».
Среди экспонатов есть также портрет молодого Жерара Депардье на его винограднике в Анже, сделанный в 1998 году. На открытии выставки выяснилось, что один из гостей участвовал с Депардье в начале винодельческого проекта в России. Кажется, что почти каждый посетитель выставки находит на фотографиях знакомые лица или события, к которым имеет личное отношение. Например, бывший министр кинематографии Александр Голутва долго рассматривал снимок с Каннского фестиваля 1998 года, где Алексей Герман-старший представлял фильм «Хрусталев, машину!». Феклистов мастерски поймал напряженный момент перед этой сложной премьерой. В этом и проявляется его талант — запечатлевать уникальные, подчас решающие моменты истории.