Юбилей Майка Науменко отпраздновали на фестивале Stereoleto в Петербурге

Новости культуры

Летний сезон музыкальных фестивалей под открытым небом начался в Петербурге с традиционного Stereoleto.

Фестиваль Stereoleto в порту Санкт-Петербурга ознаменовал начало летнего сезона опен-эйров. Зрители перемещались между многочисленными сценами, где выступали десятки артистов различных направлений. Публика и музыканты ощущали единение благодаря особой атмосфере Петербурга, сочетающей почитание классики и постоянный творческий поиск. Главным поводом для погружения в классику стал юбилей Майка Науменко, основателя группы «Зоопарк», которому в этом году исполнилось бы 70 лет. Творческий поиск был представлен выступлениями современных музыкантов, которые не только чествовали рок-легенду, но и переосмысливали его богатое наследие.

Программа фестиваля была разнообразной: от электронной музыки DJ Bootsie Trio в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра до энергичных рок-сетов. Группа «Кирпичи» выступила с особым концертом, посвященным Майку Науменко, исполнив его знаковые композиции. Хотя не все молодые посетители фестиваля были знакомы с творчеством Майка, выставка черно-белых фотографий 80-х годов стала для них своеобразным уроком истории русского рока. Майк Науменко, как лидер «Зоопарка», оказал огромное влияние на многих рок-музыкантов своим уникальным, свободным и смелым стилем текстов. Его совместные песни с Виктором Цоем, такие как «Ром и Пепси-Кола» и «Пригородный Блюз», остаются популярными. Он также участвовал в ранних записях группы «Аквариум».

Вася Васин, фронтмен группы «Кирпичи», поделился своими чувствами к творчеству Майка Науменко: «Я полюбил `Зоопарк` еще в детстве, слушал их альбомы, когда они были новыми. Песни Майка всегда были со мной, я играю их на гитаре для себя. Исполнить их для публики оказалось легко, ведь они `в крови`. Некоторые думают, что наши аудитории разные, но есть пересечения. Для молодого поколения и `Кирпичи`, и Майк — это `дремучее ретро`. Но недавно в Москве на одном мероприятии я сыграл `Ты дрянь` и `Гопники`, и публика была невероятно благодарна! На фестивале в Питере зрителей было намного больше, и они тоже приняли песни Майка тепло. На всякий случай, Вася со сцены уточнил, что `Сладкая N` — это песня Майка, а не его собственная.»

На фото: Николай Фоменко (в футболке с изображением Майка Науменко) выступает с группой «Гарин и Гиперболоиды».

Николай Фоменко, еще один известный музыкант и участник фестиваля, нашел время в своем плотном графике, чтобы также почтить память Майка. Творчество его группы «Секрет» во многом вдохновлено буги-вуги и юмором Майка. Их связь началась при записи первого альбома «Секрета», когда из-за нехватки своего материала музыканты включили туда песню Майка «Мажорный Рок-н-Ролл». Максим Леонидов предложил исполнить ее намного быстрее оригинала. Получившийся вариант они показали Майку, и, судя по его реакции, он остался доволен. В 1983 году кавер-версии были еще редкостью, и этот поступок «Секрета» стал своего рода новаторством.

Видеоинсталляция с участием Юрия Каспаряна и Виктора Цоя во время выступления группы «Кино».

В интервью прессе Николай Фоменко отметил, что музыканты его поколения осознают, что рок 80-х может быть не так интересен современной молодежи, предпочитающей рэп и другие стили. «Мы не пытаемся что-то доказать, вам это, возможно, и не нужно», — сказал он, сравнивая свою позицию с философией «митьков». — «Но важно помнить: наша музыка — это фундамент для того, что создаете вы. Это преемственность поколений».

В честь Майка, которого Фоменко назвал «настоящим питерским интеллигентом», Николай и группа «Гарин и Гиперболоиды» (состоящая из музыкантов 80-х) сыграли почти часовой сет. Их выступление, полное блюз-буги-панковской энергии, сопровождалось видеоинсталляцией с архивными кадрами и анимацией. К приятному удивлению ветеранов сцены, песни Майка нашли живой отклик и у молодой аудитории, вызвав активные танцы.

Наследие Майка Науменко также представили джазовые коллективы Dizzy Dutch Duck и Jazz Philharmonic Orchestra. Их интерпретации были более спокойными и утонченными, в отличие от драйвовых рок-версий. Разнообразие стилей на фестивале позволило показать многогранность творчества Майка и предложило публике различные возможности: от танцев и подпевания знакомым хитам до знакомства с неожиданными аранжировками.

Среди участников, вызвавших удивление, была группа с необычным названием «Людмил Огурченко». Этот дуэт Евгения Кубынина («Зимавсегда») и Ильи Погребняка («Заточка») создает современную танцевальную музыку с характерным петербургским юмором, который балансирует на грани, но избегает пошлости и политических тем. Публика с восторгом принимала их номера, особенно хит «Братан» о жизни таксиста и хулиганскую «Диско-сосиску» с запоминающейся строчкой о сосиске, «сверкающей между диско-шаров».

Певица Ёлка на сцене.

Нейромонах Феофан, частый гость летних фестивалей, устроил на танцполе мощный слэм под свой «Древнерусский Драм». Артист традиционно выступал в образе монаха, его музыка сочетает славянские мотивы (символом которых часто выступает балалайка) с современным драм-н-бейсом. Это необычное сочетание всегда собирает большую аудиторию, готовую активно двигаться под бронебойные биты.

После энергичных выступлений рокеров и Нейромонаха Феофана, публика могла перевести дух на более спокойных концертах. Выступили «Billy’s Band» и московская группа «Мегаполис», исполнившая свои классические песни 80-х. Певица Ёлка также представила свою программу. Она сразу поприветствовала зрителей: «Меня зовут Лизочка. Под мои песни делайте, что хотите, главное, чтобы это не мешало другим». Зрители оценили открытость и скандировали ее настоящее имя: «Лиза! Лиза!». Ёлка искренне смущалась, что вызвало у публики еще больше симпатии.

Ёлка призналась, что восхищается артистами, которые совмещают пение и сложные танцы, называя их «киборгами». Сама она, по ее словам, слишком ленива для такой сценической активности и предпочитает живое исполнение, не требующее интенсивных движений. Ее наряд — объемный балахон, похожий на смокинг, — также не способствовал активным танцам. Она шутила, что чувствует себя неловко, путается в проводах и даже ударялась микрофоном. Эти откровенные признания вызвали у зрителей лишь тепло и умиление.

Ёлка начала концерт с популярной песни «Грею Счастье», затем исполнила другие любимые хиты: «Город Обмана», «На Большом Воздушном Шаре», «Прованс». Песню «Моревнутри» она спела, сидя на краю сцены, создавая атмосферу интимности и транслируя эмоции любви, что очень понравилось публике. Завершилось выступление позитивными композициями «Не Брошу На Полпути» и «Все Зависит От Нас Самих», их подпевали хором, и звучание разносилось над Невой, на берегу которой находилась концертная площадка.

Выступление Нейромонаха Феофана.

Выступление группы «Кино» на фестивале стало особым подарком для поклонников, поскольку коллектив редко дает полноценные концерты. Группа исполнила 19 своих легендарных хитов, оправдав ожидания зрителей. Как всегда, на большом экране демонстрировались архивные записи с Виктором Цоем. Концерт завершился мощным хором песни «Мама Анархия», где сочетались панковская энергия и виртуозное гитарное исполнение. Затем прозвучала «Звезда По Имени Солнце» с оригинальным вокалом Цоя под аккомпанемент живых музыкантов, после чего группа поклонилась зрителям.

Тысячи любителей рока расходились по домам уже затемно, но атмосфера праздника еще долго ощущалась. До самого утра вокруг разносились отголоски рок-н-ролльных песен, напоминая о прошедшем фестивале в предрассветном Петербурге.

Артём Синицын
Артём Синицын

Артём Синицын — петербуржец, мастер слова и любитель анализа. Живёт в Северной столице, освещает экономику и культуру. Его тексты — это смесь данных и ярких деталей о финансах или выставках. Обожает прогулки по музеям и дискуссии о трендах.

Свежий обзор мировых событий